Гадание по ДНК: в геноме записаны предпочтения в выборе партнера
Для человеческого вида, как и для многих других, характерно ассортативное скрещивание, то есть ситуация, в которой выбор партнера неслучаен и имеют место предпочтения. В разное время масштабные исследования с участием супружеских пар подтвердили, что люди выбирают партнеров среди тех, кто похож на них самих по целому ряду черт — внешности, предрасположенности к определенным болезням, поведению, привычкам и чертам характера. Общность черт может объясняться тремя причинами: изначальным предпочтением себе подобных, влиянием партнеров друг на друга и социальными причинами — например, в обществах, где принято жениться и выходить замуж только за людей своего круга. Иногда выделяют и экологические причины — это работает в обособленно живущих группах людей, на которых действуют одни и те же факторы окружающей среды.
У других животных ассортативное скрещивание влияет на генетику. Например, наблюдаемая у некоторых жаб тенденция выбирать соответствующих по размеру партнеров приводит к закреплению в геноме относительно небольших особей набора генов, ответственного за меньшую длину костей, а у крупных особей и их потомства — генов, делающих жаб большими.
Ассортативное скрещивание увеличивает шансы на то, что у потомков ДНК будет устроена так же, как у родителей, и дети унаследуют общие для отца и матери черты. Поиск себе подобных не дает большим жабам скрещиваться с маленькими и приводит тому, что размеры жаб в пределах популяции сильно варьируются. Эволюционно это выгодно до тех пор, пока остаются выгодными сами наследственные черты; кроме того, явно выраженное разнообразие часто помогает всей популяции адаптироваться к изменениям окружающей среды.
Изучить влияние ассортативного скрещивание на геном человека до недавнего времени никто не брался: слишком много негенетических, социальных факторов задействовано у людей в выборе партнера. Обнаружить генетические закономерности, которым подчиняются предпочтения в выборе супругов, позволило большое исследование международной группы ученых, проведенное на основе баз данных, содержащих информацию о 24 000 супружеских пар (в подборку входили только европеоидные гетеросексуальные мужчины и женщины). Ученые обнаружили корреляцию между генетическими особенностями, которые определяют фенотипические и социальныме характеристики человека, и предпочтениями в выборе мужей и жён.
Здесь важно вспомнить о том, как ученые выявляют связь между особенностями генома и физиологическими и социальными особенностями человека. Не существует «гена роста в 161 см» или «гена высшего образования», однако, взглянув на всю ДНК и карту хромосом, на которой отмечены локусы — места «прописки» отдельных генов и групп генов — можно определить, какие сочетания свойств (геномные варианты) характерны для людей ростом около 160 см или тех, кто склонен получить три высших образования. Такие взаимосвязи называют геномными ассоциациями; именно об ассоциациях идет речь в сообщениях о том, что ученые открыли «ген», например, любви к односолодовому виски.
Для того, чтобы проанализировать связь геномных ассоциаций с выбором партнера, ученые сначала создали алгоритм вычисления значения характеристик (роста, индекса массы тела (ИМТ) и количества лет, потраченных на получение образования) по геному конкретного человека. Для каждой из этих черт предыдущие исследования выявили соответствующие геномные ассоциации. Затем полученные значения сравнили с реальными ростом, ИМТ и образованием супругов. Выяснилось, что генетические данные довольно точно предсказывают реальный выбор партнеров — в случае с ростом предсказания алгоритма почти всегда совпадали с реальностью, для ИМТ и образования зависимость оказалась слабее, но тоже далека от погрешности.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что «выбор партнера у людей влияет на геномную архитектуру (порядок расположения генов), характерную для некоторых черт», и наоборот.
Следующим шагом в изучении генетической природы выбора партнера может стать поиск других черт, которые передаются потомству благодаря закрепленным в ДНК предпочтениям. В числе подозреваемых не только группы генов, отвечающие за внешний вид, но и более опасные вещи — например, генетические предпосылки шизофрении и расстройств аутического спектра. Глава исследовательской группы, биолог из Квинслендского университета в Австралии Мэттью Робинсон (Matthew Robinson) надеется, что подобная методика поможет объяснить и его сходство с собственной женой. «Мы оба высокие, у обоих есть докторская степень — закономерность работает», — утверждает он.