Сон вреден! По крайней мере, иногда
Это открытие может открыть новые пути для лечения таких психологических расстройств как посттравматическое расстройство сна, а также поддерживает прежнюю теорию, что с депрессией можно бороться с помощью депривации сна.
В ходе исследование 73 студента мужского пола должны были изучить 26 снимков, к каждому из которых шла картинка, на которой был изображено что-то тревожащее, вроде изувеченного тела или трупа. На следующий день их попросили вспомнить, что было на снимках, но при этом они должны были попытаться активно забыть неприятные изображения.
Затем группе показали еще 26 пар нормальных снимков и неприятных рисунков, но о содержании жутких изображений попросили забыть уже через полчаса. И наконец, затем студентов попросили описать каждую картинку, ассоциировавшуюся со всеми 52 снимками. Выяснилось, что студенты гораздо успешнее забыли те рисунки, о которых речь шла во втором случае, то есть фактически сон закрепил неприятные образы в памяти, не давая о них забыть.
Сканирование мозга показало, что при попытках прогнать неприятные воспоминания у студентов до и после сна работали разные отделы мозга. Когда они пытались выполнить эту операцию спустя 30 минут после просмотра снимков, то работал в основном гиппокамп — главный узел памяти головного мозга. А вот после сна работали уже самые разные отделы мозга, в том числе участвующие в более продвинутых мыслительно-абстрактных операциях.
Это подразумевает, что плохие воспоминания во время сна распространились на несколько отделов мозга, но это также говорит о том, что депривация сна может помочь в борьбе против неприятных воспоминаний.
Правда, теперь надо выяснить, насколько в таком положении вещей виноват именно сон, а не больший отрезок времени. Также будет полезным узнать, есть ли какие-то различия в паттернах забывания, когда дело касается нейтральных или хороших воспоминаний.