Почему в Бутане уже 500 лет нет землетрясений?
Когда дело доходит до землетрясений, королевство Бутан представляет собой самую настоящую аномалию. Несмотря на то, что окружающие страны регулярно сотрясают подземные толчки, маленькое государство, расположенное между Индией и Китаем, последние 500 лет обходят стороной крупные проявления сейсмической активности. В настоящее время, соединив исторические и сейсмологические данные, международная группа европейских и бутанских исследователей заявила в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters, что наконец раскрыла загадку Бутана.
Ученые давно задавались вопросом касательно очевидного отсутствия сейсмической активности на территории этой страны. Одна теория состоит в том, что регион сам по себе асейсмичен, следовательно в нем попросту не могут происходить крупные землетрясения. Другая предполагает, что относительное спокойствие мнимое и вызвано скорее информационным дефицитом и общим недостатком знаний мирового сообщества касательно геологической истории страны. В конце концов, Бутан начал открывать свои границы для иностранцев лишь в 1970-е, и въезд в страну до сих пор ограничен.
Для поиска доказательств исторических землетрясений в Бутане, геофизик Дьёрдь Хетени из Лозаннского университета в Швейцарии и его сотрудники опубликовали совокупное исследование исторических документов, написанных монахами и строителями храмов. «Если сейчас у нас есть весь набор современных технологий, то 100 лет назад в распоряжении ученых было лишь несколько сейсмографов, которые работали на вращающихся барабанах и копировальной бумаге, так что до 1900 года нам лучше полагаться на исторические материалы, если таковые имеются», говорит Дьёрдь.
Член его команды, бутанский историк Карма Пунтшо из Агенства по культурной документации Шеджуна, изучал оригинальные исторические тексты, в том числе биографии монахов, написанные на классическом тибетском языке. Одна биография отмечает большое землетрясение весной 1714 года. Из воспоминаний о детстве: «...Землетрясение вызвало облако пыли, которой покрылись все дома и хижины насколько хватало глаз. Я спал под маминой кроватью, и когда наш дом рухнул, мама погибла под обломками. Мой отец и группа других выживших на следующие сутки вытащили меня из-под обломков и разгребли завалы из камней и дерева».
Еще одна запись, биография строителя храма, отмечает, что «сильное землетрясение поразило страну на 25-й день третьего месяца в год Деревянного Коня». Принимая во внимание возможные ошибки и календарные расхождения, можно сказать, что эта дата примерно соответствует 4 мая 1714 года: «земля тряслась около 30 раз на протяжении всего дня... толчки же продолжались около месяца», говорится в рукописи.
На основании этих и других исторических документов, Хетени и его команда составила компьютерную модель того, где могло бы произойти описываемое землетрясение и какова могла быть его величина. Исследователи подсчитали, что по шкале Рихтера это было землетрясение примерно 7,5 — 8,5 баллов, что сравнимо с землетрясением в Непале в 2015 году, во время которого погибло порядка 900 человек. Они вырыли в Бутане своеобразные «окопы» в поисках тектонических разломов и обнаружили, что там действительно имело место быть крупное землетрясение, в период между 1642 и 1836 годами — что вполне соответствует указанной дате, 1714 году. Также им удалось выяснить, что гипоцентр, точка возникновения толчков, представляет собой зону 240 километров в длину и 70 километров в ширину. Хетени говорит, что это землетрясение произошло в районе, в котором, как считалось ранее, никогда не было никаких тектонических возмущений.
Таким образом становится очевидно, что Бутан не застрахован от землетрясений и что его асейсмичность была вызвана попросту пробелом в знаниях, вызванным затворническим образом жизни страны и слабым развитием геодезической инфраструктуры на ее территориях. Оказалось, что Гималаи по всей своей площади способны производить сильные землетрясения, магнитудой до 8,5 баллов.