Мышиный писк сравним с работой сверхзвукового двигателя
Известные нам животные, которые на первый взгляд кажутся совершенно обыденными, часто таят в себе множество интересных секретов (особенно в сфере коллективных взаимодействий): к примеру, лягушки изобретают новые позы для секса, а океанические крабы ведут полигамный образ жизни. Как бы то ни было, скромные полевые мыши оказались самыми брутальными млекопитающими, используя для связи с единомышленниками механизм, напоминающий сверхзвуковой реактивный двигатель. Об этом рассказывает новое исследование, опубликованное в журнале Current Biology.
Конечно, сам по себе звук писка давно уже известен биологам. Они знают, что мыши и крысы используют ультразвуковые возгласы для того, чтобы звать на помощь друзей и охранять свою территорию. Вопрос заключался в том, как именно они это делают: воздух выходит из горла как из маленькой флейты, или речь идет о колебании горловых связок, как струны на бас-гитаре? Оказалось, что ни один из ответов не является верным. «Я подумал, что обе гипотезы были основаны на недостаточных данных и решил, что нужно привлечь группу экспертов для полноценного изучения», говорит Коэн Элеманс, ведущий автор исследования из Университета Южной Дании.
Команда использовала высокоскоростную визуализацию голосовых связок, созданную на основе глоток, удаленных у 15 мышей. Они направляли потоки воздуха к внутренней стороне глотки и обнаружили, что голосовые связки при этом остаются неподвижными. Выяснилось, что схема работы глоточного механизма очень напоминает тот, который используется в случае реактивных двигателей или сверхзвуковых установок, к примеру, струйных систем охлаждения. Об этом рассказывает руководитель аэроаккустической лаборатории в Кембриджском университете, Анураг Агарвал, который стал одним из соавторов исследования.
Следующим шагом, по словам ученых, станет исследование того, как именно мозг контролирует движения гортани у мышей. Мыши с ярко выраженными нейродегенеративными расстройствами обычно «поют» тише своих сородичей, а порой и вовсе берут другую тональность. Это натолкнуло Коэна и коллег на мысли о том, что изучение мозговой активности может помочь в работе с аутистами или заиками, поскольку симптомы в данном случае выглядят весьма похожими.