Эволюция насилия в человеческом обществе
Исследование, опубликованное в журнале Nature, наглядно иллюстрирует динамику летального насилия в человеческой истории. Чтобы сравнить людей с другими млекопитающими и узнать, как они встали на путь кровопролития, Хосе Мария Гомес и его коллеги из Университета Гранады использовали филогенетический анализ и базу данных по более чем 4 миллионам смертей. Они количественно оценили уровень летального насилия сначала у 1024 видов млекопитающих из 137 таксономических семей, а затем у более чем 600 человеческих популяций, за временной отрезок от 50 000 лет назад до настоящего времени. В частности, они изучали такие категории, как «массовое убийство, смертность во время войны, детоубийство, жертвоприношения, каннибализм» и так далее, без разделения на индивидуальные и коллективные акции. Вот несколько особенностей, которые они обнаружили:
Лишь 2% от всех человеческих смертей было вызвано межличностным насилием. Они пришлись на наиболее воинственные периоды истории — кампании Чингисхана, крестовые походы, эпоху Черной Смерти и так далее. Если у млекопитающих плотность населения на квадратный километр территории является естественным маркером летальной агрессии (чем она выше, тем охотнее представители одного вида убивают друг друга), то человек охотнее убивал в периоды с низкой плотностью населения, чем в более поздние исторические периоды.
Современные кочевники держат самый высокий рейтинг по количеству межличностных убийств. Бродячие банды кочевников, как правило, занимаются охотой и собирательством. Гомес предполагает их агрессии два объяснения: во-первых, данные о смертях в современном мире собирать проще, чем изучать археологические находки, поэтому цифры всегда будут более точными. Во-вторых, плотность популяции самих кочевников тоже возрастает, что и приводит к межгрупповым конфликтам.
Авторы исследования говорят, что основная идея их работы заключается в том, что независимо от того, какой уровень жестокости в обществе был в начале исторического пути, ситуацию всегда можно изменить с помощью преобразования самой социальной среды, и если человек хочет — он всегда сможет найти насилию достойную альтернативу.