QWERTY-эффект: как работа за клавиатурой влияет на нашу психологию
Дэвид Гарсия из Швейцарского федерального института технологий в Цюрихе и Маркус Стромайер из института социальных наук имени Лейбница в Мангейме нашли свидетельства реального существования QWERTY-эффекта по всему Интернету.
Они проанализировали миллионы англоязычных названий различных продуктов, заголовков книг, фильмов, видеоклипов на 11 сайтах, включая Amazon, YouTube и Rotten Tomatoes. На девяти из этих сайтов объекты с именами, в которых содержалась более высокая пропорция букв с правой стороны клавиатуры, обычно оцениваются посетителями более высоко, чем объекты с названиями из левосторонних букв.
Гарсия и Стромайер также изучили тексты онлайн-рецензий и отзывов. В положительных рецензиях также оказалось больше слов с буквами правой стороны клавиатуры.
Тем не менее, Гарсия отмечает, что продукты с более правосторонними именами не обязательно всегда успешнее левосторонних. Самые широко продающиеся товары на «Амазоне», к примеру, не демонстрируют ярко выраженного QWERTY-эффекта. Ученые представили свой доклад на Международной конференции всемирной паутины в Торонто.
«Такая корреляция с позитивными эмоциями удивительна», — говорит Наоми Барон, автор книги «Слова на экране: судьба чтения в цифровом мире». — «Если вспомнить об истории происхождения клавиатуры QWERTY, оно не имело ничего общего с эмоциями».
Другие исследователи, которые изучали этот эффект, предположили, что корни такого психологического феномена лежат в том, что слова, состоящие из правосторонних букв, легче печатать, но Барон предлагает другой вариант. Гласные звуки, расположенные на этой стороне клавиатуры — то есть «y», «u», «i» и «o» — известны тем, что связаны с позитивными словами и значениями. Возможно, дело не в буквах, а в звуках слов. Как замечает Барон, «мы вкладываем эмоции не в согласные, а по большей части в гласные».
QWERTY-эффект еще раз доказывает то, насколько наши эстетические предпочтения, эмоции и ассоциации диктуются абсолютно бессознательными, а зачастую и случайными эффектами, никакого отношения не имеющими к оценке или непосредственной значимости оцениваемого объекта. Несомненно, исследование столь интересного психологического феномена будет продолжено. Гарсия и Стромайер, тем временем, выложили полученные данные онлайн, так что все желающие могут с ними ознакомиться.