Почему начальники часто (и не всегда по делу) кричат на подчиненных
Результаты исследований авторы опубликовали в Journal of Applied Psychology, а кратко о них сообщает Daily Mail.
Причиной того, что руководители повышают голос на своих подчиненных, стало известное из психологии свойство, называемое моральным лицензированием. Оно подразумевает предоставление индивидом самому себе разрешения на нарушение неких норм и правил (например, повышение голоса и оскорбление) после того, как ранее они неукоснительно соблюдались.
Применительно к отношениям руководителей и подчиненных моральное лицензирование проявляется следующим образом: перед тем, как нарушить формальные правила поведения, начальник их последовательно соблюдает. Причиной морального лицензирования является истощение эго (в психологическом смысле), то есть потеря самоконтроля (над эмоциями, мыслями и поведением).
К своим выводам психологи пришли, в течение нескольких дней наблюдая за взаимоотношениями руководителей и подчиненных в таких сферах, как розничная торговля, образование, промышленное производство и здравоохранение. Бороться с моральным лицензированием ученые предлагают при помощи психологической разгрузки (например, кратковременных перерывов в течение рабочего дня).