Вирус бешенства начал помогать людям
Восемь лет назад исследователи в институте Солка выяснили, что убрав определенный ген из вируса бешенства, использованного в вакцинах, они смогли ограничить распространение вируса. Это помогло зафиксировать то, как бешенство распространяется от одного нейрона к другому. Тем не менее, вирус быстро убивал носителя и уничтожал нейроны. Теперь же исследователи из Колумбийского университета нашли штамм бешенства получше, который довольно долго не убивает мозг, а вместо этого оставляет нейроны в живых, позволяя развить методы исследования и диагностики мозговых заболеваний, которые раньше были невозможны.
Что конкретно имеется в виду? Если заразить животное бешенством, то можно создать грубую карту нейронов, просто следуя за теми участками мозга, которые были заражены. Но обычный вирус почти сразу уничтожает нейроны, и след скоро теряется. Новый вирус, которому еще вдобавок придали биолюминесценцию, позволяет составлять нейронную карту живого мозга, буквально показывая, какие нейроны активируются при поражении, и как это влияет на поведение носителя. Как говорит один из исследователей, Эндрю Мюррей, «Нельзя построить схему соединений, если не видишь, как непосредственно связаны между собой отдельные звенья. Нас же метод дает целостный подход к пониманию нейронных цепей и даже помогает связать отдельные участки мозга с поведением». Он объясняет, что при помощи модифицированного вируса бешенства можно создать карту того, как мозг работает в нормальных условиях, а также понять, как бороться с мозговыми болезнями. Таким образом, вирус бешенства в далеком будущем может помочь медикам составить карту мозга для выработки лечения, генетически оптимизированного под каждого пациента. Ученые уже уподобили это приспособление исконных врагов человечества на службу нейрологии изобретению CRISPR, технологии, позволяющей модифицировать гены, только здесь оптимизированные вирусы используются как инструменты для изучения нервной системы.
Правда, пока новый вирус бешенства пробуют только на мышах, он еще слишком опасен для человека. Если его запустить, он убивает носителя через месяц после заражения. Сейчас вирусологи совершенствуют технику и пытаются окончательно избавить вирус от летальных свойств, оставив ему только картографические способности.