Число животных в Чернобыле активно растет, несмотря на радиацию
Новое исследование использовало два метода для подсчета животных: облеты на вертолетах в период за зимние месяцы с 1987 по 1996 годы, когда животных считали непосредственно по головам, и полевые исследования, фиксирующие следы млекопитающих в зимние месяцы 2008−2010 годов. Результаты сравнили с данными, полученными в ходе таких же исследований, проведенных в незараженных природных заповедниках Белоруссии.
Зоологи выяснили, что число лосей, косуль, оленей и диких кабанов в белорусской части зоны отчуждения такое же, как и в четырех незараженных природных заповедниках. Более того, число лосей и косуль значительно выросло по сравнению с 1987 годом, судя по поголовью косуль, так почти в десять раз. К тому же плотность популяции волков на территории в семь раз выше, чем на всех других территориях, использовавшихся для сравнения, что, конечно, произошло благодаря тому, что здесь на них никто не охотится.
Один из соавторов исследования, Тим Смит, «http://www.popsci.com/chernobyl-site-worlds-worst-nuclear-disaster-in-history-has-become-sanctuary-teeming-with-wildlife?image=4">говорит, "важно признать, что на большей части зоны отчуждения уровень радиации достаточно низок, поэтому в некотором смысле мы не удивились полученным результатам, так как и не ожидали увидеть серьезные эффекты, которые бы нанесли ощутимый вред именно популяциям — отдельным животным, да, конечно, но целым популяциям — нет". Эколог Джим Бизли из университета Джорджии добавляет, что "рыси и бурые медведи естественным образом колонизировали зону, но сам факт широкого распространения и высокой популяции высших хищников говорит о продуктивности местной экосистемы. Большое количество высших хищников не может выжить на территории, где им нечего есть".
Исследователи указывают на возможные долгосрочные негативные эффекты из-за длительного воздействия радиации, но, тем не менее, не могут не отметить большого позитивного эффекта отсутствия людей на общую динамику популяции. Как констатировал Тим Смит, «мы не говорим о том, что радиация полезна для животных, но о том, что человеческая деятельность оказывает на них гораздо худший эффект».