Считается, что миф родился из давнишней (1942 г.) публикации гарвардского психолога Эдвина Г. Боринга, которая основывалась на статье немецкого автора Д.П. Ханига под названием «К психофизике вкусовых ощущений» — работа была написана в 1901 году. В реальности смысл того исследования заключался в том, что разные участки языка имеют разные пороги восприятия того или иного вкуса. То есть при попадании в полость рта горькой пищи задняя часть языка почувствует горечь лишь несколько раньше других частей. Однако прочитав статьи «по диагонали» публика решила, что есть участки языка, которые чувствительны только к горькому, или сладкому, или кислому, или соленому. Миф настолько укоренился, что в продаже появились даже «правильные» стаканы для вина, которые направляют напиток на нужные части языка, чтобы человек мог максимально насладиться ароматом.
Заблуждение: разные участки языка чувствительны только к одному вкусу
На школьных уроках, в детской научно-популярной литературе многим из нас демонстрировали интересную карту. Нет не географическую, а карту нашего языка. Это было удивительным открытием: оказывается язык поделен на зоны, которые отвечают за восприятие отдельных вкусов — одна за горькое, вторая за сладкое, третья за кислое... Смотрится карта занимательно, но это все неправда. Или почти неправда.
Наиболее убедительно миф разоблачила биолог Вирджиния Коллинз еще в 1974 году. Она подняла работу Ханига, провела свои исследования и пришла к выводу, который, по сути, был уже сделан немецким ученым: да, есть разница в порогах восприятия, но разные вкусы человек способен воспринимать любым участком по всей площади языка.
Да, ну а что же показывает карта языка, с помощью которой иллюстрируют этот анатомический миф? Изначально она демонстрировала распределение вкусовых сосочков, которых много на периферии языка и меньше в центральной части.