Почему теряются детские воспоминания?
Для ученых долго оставалось загадкой, почему люди способны формировать воспоминания уже в раннем детстве, но потом им не удается вспомнить практически ничего из этого периода — феномен, получивший название «инфантильная амнезия». Эксперименты на грызунах позволили найти ответ: оказывается, новые клетки, активно формирующиеся в юном мозге, разрушают уже сложившиеся воспоминания.
Новые клетки появляются в мозге млекопитающих постоянно, но в младенчестве скорость этого процесса, называемого нейрогенезом, наиболее высока. В самом начале жизни активность в гиппокампе — области мозга, ответственной за формирование воспоминаний и обучение — также очень высока. Обычно высокий уровень этой активности сопровождается улучшением памяти, но сверхвысокие темпы нейрогенеза у детей дают противоположный эффект.
Для подтверждения своих предположений ученые увеличили скорость нейрогенеза у одной группы мышей (такой эффект дают пробежки в колесе и определенные медицинские препараты) и замедлили — у другой. Оказалось, что молодые мыши с замедленным нейрогенезом отличались лучшей способностью к запоминанию, чем те, у который образование новых клеток мозга было ускорено.
Для других видов грызунов, морских свинок и дегу, которые рождаются с более зрелым мозгом, чем мыши, инфантильная амнезия не характерна, но когда ученые увеличили скорость нейрогенеза у этих животных выше нормального уровня, морские свинки и дегу также продемонстрировали потерю ранних воспоминаний.
Исследователи считают, что тот же самый механизм несет ответственность за инфантильную амнезию у людей. Ранее выдвигались предположения, что причиной потери ранних воспоминаний служит недостаток речевого и эмоционального развития у младенцев. Новое исследование, возможно, не опровергнет эту теорию, но оно впервые описывает физиологический механизм подавления воспоминаний.