Научный флот на Байкале начали создавать в СССР в послевоенные годы. Они требовались ученым Лимнологического института Сибирского отделения АН СССР. К тому времени уже было известно, что экосистема Байкала уникальна, но при огромных размерах и глубине озера (она достигает 1642 м) исследовать его без специально оборудованных плавсредств было невозможно.
Советская научная эскадра на Байкале: какие корабли ученые используют для изучения глубочайшего озера мира

НИС «Титов»
По-видимому, первым научно-исследовательским судном института стал в 1961 году совсем небольшой корабль. При водоизмещении всего 150 тонн и экипаже 8 человек, он брал на борт 8 ученых.

НИС «Верещагин»
Два года спустя институт получил более крупное судно. Название оно получило не в честь знаменитого художника, носившего ту же фамилию, а в память о Глебе Верещагине – первом великом русском лимнологе. Именно Верещагин выдвинул гипотезу о морском происхождении флоры и фауны Байкала. Он же впервые промерил его глубины и составил карту дна.

НИС «Верещагин» при водоизмещении 527 тонн уже вмещает экспедицию из 15 человек, и для ученых на борту оборудовано 4 лаборатории. Интересно, что строили судно не на Байкале, а привезли отдельные секции корпуса железной дорогой.
С помощью глубоководных лебедок судно может брать пробы грунта и воды с больших глубин. В 1990-х на «Верещагине», вмерзшем в лед, работала международная команда из российских, американских и японских ученых. Они провели бурение дна, позволившее узнать историю его образования. Эти исследования продвинули науку в понимании того, как менялся евразийский климат.
НИС «Академик Коптюг»
В 1975 г. флот пополнило второе крупное судно. При водоизмещении 452 т, «Академик Коптюг» берет на борт 18 исследователей.

НИС «Папанин»
В 1986 году институт получил последнее на сегодняшний день судно, ставшее самым маленьким в его флоте – всего 42 т водоизмещения, экипаж 5 человек и еще 7 ученых.

Этот флот работает в институте и по сей день, хотя двум самым старым его судам уже больше 60 лет. Хотя корабли остаются прежними, методы работы меняются. Сейчас лимнологи берут в экспедиции подводные дроны.
«Пайсисы» и «Миры»
Из-за большой глубины Байкала далеко не любые работы удобно проводить с надводных судов. Однако в Советском Союзе глубоководные аппараты не производились, а политическая обстановка мешала закупать их в капиталистических странах.
В начале 1970-х некая фирма в Швейцарии нашла лазейку в международных соглашениях, и благодаря ей в СССР попало два канадских аппарата «Пайсис» с предельной глубиной погружения 2000 м. В первую экспедицию их в 1977 году отправили на Байкал. Эти аппараты до 1991 года успели совершить несколько погружений.

В 2008 году исследование дна продолжили с помощью российских глубоководных аппаратов «Мир». Они работали на озере 3 года и только в первый год совершили 52 погружения. «Миры» обнаружили выход природного газа из дна: по ним была составлена карта газовых месторождений под дном озера. Той экспедиции Techinsider посвятил большую статью.
Эти малыши сыграли едва ли меньшую роль, чем более крупные морские суда Академфлота. В 1996 году был принят Закон об охране озера Байкал и оно стало объектом Всемирного наследия, и ключевую роль в этом событии сыграли исследования, проведенные советскими и мировыми учеными с помощью флота Лимнологического института.
Но если подумать, все они легко поместились бы на палубе, скажем, научного судна «Космонавт Юрий Гагарин», работавшего в космической программе СССР.