Аутизм долго считался «мужским» диагнозом. Согласно данным западных специалистов, на каждого диагностированного ребенка-девочку приходится до 10 мальчиков. Так, новая книга нейрофизиолога из США, Джины Риппон, «Вне спектра» объясняет, как научное сообщество игнорировало особенности проявлений аутизма у женщин и девочек.
Почему исторически аутизм чаще распознавали у мужчин? Вот как наука обходила женщин


Почему наука «обошла» девушек
Исследования мозга десятилетиями проводились почти исключительно на мужчинах.
- По подсчетам нейрофизиолога Джинны Риппон, менее 10% участников 120 ключевых нейробиологических исследований аутизма составляли женщины.
- Отсюда — неверные тесты, слепые зоны в диагностике и тысячи девочек, получивших ошибочные диагнозы: тревожность, пограничное расстройство, расстройство пищевого поведения.
- Так, диагностические критерии и «золотые стандарты» тестов создавались на основе типичных проявлений у мальчиков — более агрессивных, импульсивных и заметных.
Эксперт пояснила: девочки, наоборот, чаще ведут себя тихо, замыкаются, стараются не привлекать внимания.
- «Девчки "маскируются", копируя поведение окружающих и стараясь казаться "нормальными". Это умение к адаптации лишь усиливало невидимость их симптомов», — цитируют специалиста западные журналисты.

Почему важны равные права
Стереотипы усугубляют ситуацию.
Когда педагогам показывали одинаковые описания поведения ребенка, вероятность постановки диагноза аутизма была выше, если ребенка звали Джек, а не Хлоя, — пишет Джинна Риппон.
- Даже специалисты, как в случае с Американским исследователем Кевином Пелфри, — чья дочь оказалась аутичной, - сталкиваются с отказами в постановке диагноза.
Такб отсутствие своевременной диагностики ведет к тревожности, чувству «неправильности» и социальной изоляции. Между тем женщины, которые все же получали диагноз во взрослом возрасте, описывали это как «облегчение и восстановление целостности». Они наконец поняли себя, — но не в самый критичный период жизни.
И все же изменения происходят, хотя и медленно. Лишь в последнем издании DSM-5-TR ученые официально закрепили сенсорную чувствительность как диагностический признак — при том, что для девочек это одна из ключевых черт.
Эксперты предлагают решения — в том числе институциональные.
Нужно переосмыслить тесты, обучать педагогов, создавать инклюзивные условия: отдельные кабинеты для экзаменов, разрешение носить наушники, уважительное отношение к «тихим» детям. И главное — перестать воспринимать девочек как исключение.