Решение об этом принималось на высоком уровне президиума АН СССР. И все равно реализации его вулканологам пришлось ждать долго: лишь 9 лет спустя начались практические работы над ним, и в 1976 году НИС «Вулканолог» был спущен на воду со стапеля в Хабаровске.
«Вулкан в 340 метрах под нами»: как работал любимый корабль советских вулканологов

Задержка дала один неожиданный плюс. Если раньше исследовательские суда обычно создавались путем переделки из торгового судна (так, например, родился легендарный «Космонавт Юрий Гагарин», работавший в космической программе), то «Вулканолог» строился по проекту 1532, специально разработанному для ученых. По нему в тот период времени было построено несколько научных кораблей разного назначения.

Советские исследования подводных вулканов
«Вулканолог» много ходил по Тихому океану, исследуя сейсмическую активность, доходя аж до Новой Зеландии. Его экипаж побывал на Филиппинах, в Новой Гвинее, Мексике и Малайзии.
Главными были зимние рейсы, самые тяжелые, проходившие в камчатских водах. Они же принесли самые важные научные результаты: экипаж «Вулканолога» открыл подводный Массив Вулканологов и подводный вулкан Пийпа. Удивительно, что находившийся на относительно небольшой глубине 340 м действующий вулкан оставался неизвестным до 1980-х.

Короткая судьба
В 1991 году «Вулканолог» был переведен на коммерческие рейсы. Жаль, что его научная карьера оказалась короткой, но что горевать о прошлом – лучше подумать о том, нужны ли России сейчас корабли для сейсмических исследований и может ли наша страна себе позволить их содержание. Что думаете? Напишите в комментарии.