«Вулкан в 340 метрах под нами»: как работал любимый корабль советских вулканологов

Ученые, исследующие подводный вулканизм, дольше других ждали, чтобы в большом флоте Академии наук СССР у них появился свой корабль.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Вулкан в 340 метрах под нами»: как работал любимый корабль советских вулканологов
«Морской геофизик» — судно, однотипное с НИС «Вулканолог». В общественном достоянии
Еще в 1962 году, когда создавался Институт вулканологии, было принято решение, что институту нужно собственное научно-исследовательское судно для подводных исследований.

Решение об этом принималось на высоком уровне президиума АН СССР. И все равно реализации его вулканологам пришлось ждать долго: лишь 9 лет спустя начались практические работы над ним, и в 1976 году НИС «Вулканолог» был спущен на воду со стапеля в Хабаровске.

Задержка дала один неожиданный плюс. Если раньше исследовательские суда обычно создавались путем переделки из торгового судна (так, например, родился легендарный «Космонавт Юрий Гагарин», работавший в космической программе), то «Вулканолог» строился по проекту 1532, специально разработанному для ученых. По нему в тот период времени было построено несколько научных кораблей разного назначения.

Изображений НИС «Вулканолога»
Изображений самого «Вулканолога» почти не сохранилось.
Виртуальный морской музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советские исследования подводных вулканов

«Вулканолог» много ходил по Тихому океану, исследуя сейсмическую активность, доходя аж до Новой Зеландии. Его экипаж побывал на Филиппинах, в Новой Гвинее, Мексике и Малайзии.

Главными были зимние рейсы, самые тяжелые, проходившие в камчатских водах. Они же принесли самые важные научные результаты: экипаж «Вулканолога» открыл подводный Массив Вулканологов и подводный вулкан Пийпа. Удивительно, что находившийся на относительно небольшой глубине 340 м действующий вулкан оставался неизвестным до 1980-х.

нис вулканолог — почтовая марка
Почта СССР - Wikipedia

Короткая судьба

В 1991 году «Вулканолог» был переведен на коммерческие рейсы. Жаль, что его научная карьера оказалась короткой, но что горевать о прошлом – лучше подумать о том, нужны ли России сейчас корабли для сейсмических исследований и может ли наша страна себе позволить их содержание. Что думаете? Напишите в комментарии.