В 1799 году, спустя примерно год после того, как Наполеон Бонапарт занял Египет, французские инженеры, занимавшиеся разрушением построек в дельте города Эль-Рашид (известного европейцам как Розетта), сделали поразительное открытие. Разбирая стену, они извлекли крупный черный гранитный блок с параллельными текстами на двух языках (греческом и египетском) и тремя типами письма (греческим алфавитом, египетским демотическим письмом и египетскими иероглифами). Этот камень, который в 1801 году перешел во владение британцев и сейчас экспонируется в Британском музее, стал ключом к дешифровке египетских иероглифов английским исследователем Томасом Янгом и французским ученым Жаном-Франсуа Шампольоном в XIX столетии. В наши дни Розеттский камень считается одним из самых знаменитых древних артефактов, привлекающим миллионы посетителей ежегодно. Но что же на нем написано?
Древние письмена: что скрывает Розеттский камень

Если вы рассчитывали на глубокие философские изречения древних мудрецов, вас может постигнуть разочарование! Содержание текста на Розеттском камне касается достаточно обыденного административного вопроса. Это экземпляр постановления, утвержденного в 196 году до нашей эры собранием египетских жрецов в ознаменование годовщины коронации Птолемея V Епифана как правителя Египта. (Династия Птолемеев представляла собой грекоязычную правящую линию македонского происхождения, управлявшую Египтом с IV по I век до нашей эры.)
Текст открывается перечислением некоторых благородных поступков монарха, таких как подарки храмам, введение различных налоговых послаблений и восстановление спокойствия в Египте после мятежа, вспыхнувшего при его предшественнике, Птолемее IV Филопаторе. В благодарность за эти заслуги перед Египтом совет жрецов обязуется предпринять ряд мер для поддержания царского культа Птолемея V Епифана, включая возведение новых изваяний, улучшение убранства его святилищ и организацию торжеств в честь дня его рождения и даты восхождения на престол. В завершение указ предписывает высечь его текст на камне иероглифами, демотическим письмом и греческими буквами, а затем установить в храмах по всему Египту.