«В смысле без железа?» Как уникальный парусник из СССР ловил за хвост магнитные аномалии

​​​​​​​Ради изучения магнитного поля Земли кораблестроителям пришлось временно вернуться в «бронзовый век».
«В смысле без железа?» Как уникальный парусник из СССР ловил за хвост магнитные аномалии
Виртуальный морской музей
Содержание статьи

В том, чтобы изучать магнитное поле планеты, есть одна сложность. Доставлять приборы в нужную точку Земли должен какой-то транспорт. Например, корабли. А из чего они сделаны? Правильно, из стали – железного сплава.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И в этом-то проблема. Стальной корпус корабля наводит вокруг себя сильное магнитное поле. Даже рутинные магнитные компасы в капитанской рубке приходится проводить через процедуру устранения девиации, иначе они бы показывали рулевому не север, а год рождения бабушки капитана. Что уж говорить о чутких научных приборах, которым соседство сотен тонн железа противопоказано.

Немагнитные суда — что это такое

Для таких исследований нужен корабль, который «не фонит» – немагнитный. Впервые такое судно, маленькую шхуну «Карнеги», построили в США в 1909 г. Оно проработало 20 лет.

После Второй мировой войны советские ученые разработали приборы, позволявшие измерять разные параметры магнитного поля – направленность, склонение, величину – в режиме реального времени. Это дало возможность на порядок быстрее и проще проводить измерения, и встал вопрос о подходящем судне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Одна из экспедиций шхуны «Заря», архивное фото.
Одна из экспедиций «Зари», архивное фото.
Виртуальный морской музей

Тогда-то по заказу СССР на верфи в Финляндии была построена немагнитная трехмачтовая шхуна, получившая название «Заря» в честь одноименного парусника русского путешественника начала 20 века Эдуарда Толля.

«Заря» стала одним из почти 100 кораблей, построенных Финляндией по требованиям репараций СССР. Кроме немагнитного парусника, в их числе было немало других научных и учебных парусников.

«Даже бритвы из бронзы»

«Зарю» сделали из дерева. Везде, где можно, сталь заменили на бронзу и латунь: обшивка подводной части, гвозди и заклепки, дельные вещи на палубе, даже бритвы экипажа – все было из этих двух сплавов, не создающих магнитные поля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понятное дело, что в некоторых важных узлах отказаться от стали все же было бы невозможно или очень сложно, в первую очередь в судовом дизеле и рулевом устройстве. Чтобы свести их влияние к минимуму, все эти агрегаты перенесли в корму и экранировали, а измерительную аппаратуру, наоборот, сместили вперед.

При всей удивительности устройства, внешне «Заря» была очень скромным суденышком: длина по ватерлинии всего 37,5 м, единственная палуба и всего 580 т водоизмещения. И скороходом она была не ахти: под парусами редко шла быстрее 6,5 узлов, а под двигателем – 8 узлов. Впрочем, для подобных исследований скорость не нужна, а важнее то, что мощность дизеля удалось ограничить 300 л. с. (чем меньше мощность, тем меньше стали). Благодаря парусам и автономность плаваний сильно увеличилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
шхуна заря марка
На одних фотографиях «Заря» позирует с гафельным парусным вооружением,
USSR Post
шхуна заря фото
... на других с бермудским. В 1976 г. судно прошло модернизацию, в ходе которого оснастку упростили, а деревянные мачты заменили на алюминиевые.
Соцсети

Ловцы магнитных аномалий

«Зарю» спустили на воду в 1952 году, передав ученым Петербургского филиала Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИ РАН), в лабораторию морских геомагнитных исследований (ЛИГИ).

В первые 2 навигации она совершала каботажные плавания по Балтике, затем совершила экспедиции в Норвежское и Гренландское моря, обошла Исландию и зашла в Рейкьявик, подивив потомков викингов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С 1957 г. «Заря» начала ходить в длительные океанические экспедиции. Каждый из мировых океанов она избороздила несколько раз.

«Заря» в роли «Дункана»
widget-interest

В 1985 году на экраны вышел советский фильм «Дети капитана Гранта». В роли яхты «Дункан» в нем снималась, по одним источникам, «Заря», по другим — учебная шхуна «Кодор». 

Дымовая труба в кадре — бутафорская, ее приладили на палубе специально для съемок.

Жертва охоты за цветметом

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Модель шхуны «Заря» в музее «Дом Черепановых»
Модель «Зари» в музее «Дом Черепановых»
Историко-технический музей «Дом Черепановых»

Увы, орна не пережила трудные первые годы после распада СССР: ее разобрали, а части из цветных металлов были проданы на металл. Среди подписчиков дзен-блогера Андрея Ковалева даже нашлись очевидцы ее гибели. Грустно, и в то же время любопытно, какой урок извлечет научная общественность России.

Исправлено по замечаниям читателей: вместо «Зари» на съемках фильма «Дети капитана Гранта» 1985 г. использовалась учебная шхуна «Кодор».