Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным»
Это первое поколение, которое полностью сформировалось в цифровую эпоху, и способ восприятия информации у таких детей кардинально отличается от всех предыдущих поколений.
«Представьте себе ребенка, который с первых лет жизни привык получать мгновенный отклик на любое действие. Нажал кнопку — получил результат. В школе же от него вдруг требуют долго и упорно работать ради отложенного результата. Неудивительно, что возникает когнитивный диссонанс», — отмечает эксперт.
По данным исследования Pew Research Center, 40% современных подростков предпочитают искать информацию в популярных социальных сетях вместо традиционных поисковых систем. Они не просто хотят найти информацию — они хотят ее увидеть. Для них текст без визуального сопровождения практически не существует.
В классе все чаще наблюдается интересный феномен: дети прекрасно справляются с новыми технологиями, но испытывают трудности с базовыми навыками. Многие не могут прочитать рукописный текст или написать его сами. Они способны создать сложную презентацию за считанные минуты, но затрудняются составить простой план действий на бумаге.
Особенно заметна крайне низкая концентрация внимания — всего 8 секунд, что драматически отличается от предыдущих поколений, когда можно было рассчитывать на 10-20 минут сосредоточенной работы.
Семь раз в чате, один раз в классе: почему общение детей уходит в цифру
Исследования показывают, что 75% современных подростков имеют как минимум один активный профиль в социальных сетях, а 51% посещают их ежедневно. При этом средний подросток проводит в интернете около девяти часов в день, не считая времени на домашние задания.
«Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: дети постоянно общаются онлайн, но при этом испытывают серьезные трудности в реальном общении. Они могут часами переписываться в чатах, но теряются при необходимости выступить перед классом или работать в команде», — говорит Кристина Граль.
Традиционные методы групповой работы, которые десятилетиями считались эффективными в школьном образовании, все чаще дают сбой. Современные подростки предпочитают решать задачи индивидуально. Когда их просят работать в группах, многие испытывают стресс и тревогу. Это не значит, что они асоциальны — просто их социальные навыки развиваются по-другому.
«Они не просто предпочитают учиться по-другому — они физически не могут воспринимать информацию старыми методами. Для них 45-минутная лекция — это буквально пытка», — объясняет специалист.
Как найти ключ к новому поколению
У «стеклянного поколения» есть свои сильные стороны. Эти дети обладают уникальной способностью к многозадачности — могут одновременно слушать музыку, переписываться с друзьями и делать домашнее задание. Хотя качество такой работы может страдать, сама способность к параллельной обработке информации впечатляет.
Особую озабоченность вызывает психологическое состояние «стеклянного поколения». Наблюдается беспрецедентный рост тревожности и депрессии среди подростков. Они первыми пережили пандемию в сознательном возрасте, живут в мире постоянных информационных потоков и глобальных угроз.
При этом современные подростки демонстрируют удивительную открытость в вопросах психического здоровья. Согласно исследованию Thriving Center of Psychology, 83% молодых людей открыто рассказывают о том, что посещают психотерапевта.
«Стеклянное поколение» проявляет большую осознанность в вопросах глобальных проблем. Они больше озабочены проблемами экологии, социальной справедливости, равенства. При этом их активизм часто проявляется в цифровой среде — через социальные сети и онлайн-кампании.
Эксперт подчеркивает необходимость создания новой образовательной среды, учитывающей особенности современных детей: короткие информационные блоки, визуализация материала, постоянная обратная связь, возможность выбора формата обучения. В мире, где любые факты доступны по клику мыши, важнее научить детей отличать достоверную информацию от фейков, анализировать данные и делать собственные выводы.
«Стеклянное поколение» — не просто очередная молодежная группа с новыми гаджетами. Это первые представители по-настоящему цифровой эры, и от успешной адаптации образования под их потребности зависит будущее всего общества. Более хрупкие, но при этом более гибкие и адаптивные, представители этого поколения нуждаются не в переделке под старые стандарты, а в грамотной поддержке для раскрытия своего потенциала в новом цифровом мире.