Электромобили стали доступны массовому покупателю
За счет чего эффективность?
Технологический скачок произошел благодаря двум открытиям, сделанным в 2024-м. Во-первых, была изобретена новая технология производства твердотельных батарей. Исследовательская группа Университета Макгилла (Монреаль, Канада) под руководством профессора Джорджа Демополуса обнаружила, что придание керамическому электролиту пористой структуры существенно повышает эффективность твердотельных аккумуляторов. Ранее при их производстве использовали плотную пластину, и на ее контактах с электродами происходили существенные потери энергии.
Откуда снижение стоимости?
Критически важную роль сыграло и обнаружение учеными Университета Техаса в угольной золе — отходах работы ТЭЦ — высокого содержания редкоземельных элементов. Последние входят и в состав твердотельных батарей, и в состав магнитов, используемых в электромоторах. В частности, в США содержание редкоземельных элементов в золе на тот момент составляло около 11 млн тонн — в 8 раз больше, чем разведанных запасов на всех месторождениях этой страны.
Кто в выигрыше?
В Китае, где на долю угольной энергетики приходилось 60,7% вырабатываемого электричества, руководство страны объявило золу национальным достоянием и в начале 2026 года наложило эмбарго на ее вывоз. Однако в центре мирового внимания оказалась Индия, где на долю угля приходилось 86,6% всей вырабатываемой энергии. В апреле 2027 года в окрестностях Бомбея открылась первая фабрика по извлечению редкоземельных элементов из золы, и уже к 1 июня цены на редкоземельные элементы на мировом рынке упали в среднем в 3,5 раза.
Электромобили против экологии
До 2026 года Китай поставлял 95% всех редкоземельных элементов на мировом рынке, а угольная энергетика считалась в развитых странах крайне нежелательным явлением. Дело в том, что сжигание 1 кг угля приводит к образованию 2,42 кг углекислого газа, а в продуктах сгорания содержатся диоксид серы, оксид азота, твердые сажевые частицы и ртуть. Однако сейчас западные общества взглянули на угольные ТЭЦ под другим углом.
В то же время обеспокоенные ситуацией экологические активисты призывают бойкотировать товары, производство которых косвенно поддерживает угольную энергетику. На заседании Европарламента депутат Крета Пумберг заявила: «Даже русские Lada менее вредны для планеты, чем такие электромобили!».
P.S. Приведенные в тексте факты, якобы имевшие место позднее 2024 года, являются вымыслом. Однако корневые события сюжета, датируемые 2024 годом, совершенно реальны.
Реклама. ПАО «Сбербанк». Erid: 2W5zFJrMRDS