Летом 2024 года крупнейший американский авиаперевозчик United Airlines представил отчет об использовании различных умных систем на основе искусственного интеллекта для обслуживания пассажиров. В частности, в нем упоминалось внедрение облачной системы хранения и анализа данных о путешественниках, в том числе об их желаниях и привычках. Кроме того, сервис предусматривает функции быстрой коммуникации между службами аэропорта, чтобы легко и беспрепятственно ориентироваться в запросах клиентов – и это значительно упрощает жизнь. Например, он поможет выполнить пожелание большой семьи сидеть вместе или посчитать общее количество пассажиров, предпочитающих апельсиновый сок. И это, конечно, способствует поддержанию умиротворенной обстановки на борту.
Интеллект российских аэропортов: как технологии ИИ помогут улучшить качество перелетов

Опыт уже есть
Джейсон Бирнбаум также рассказал еще об одном экспериментальном сервисе, связанном с внедрением цифровых технологий в авиационную среду. Несколько лет назад United Airlines начала уделять особое внимание изучению индекса потребительской лояльности – показателя Net Promoter Score. В ходе анализа выяснилось, что пассажиры хотели бы, в частности, больше взаимодействовать с пилотом лайнера, на котором полетят. Например, слушать его речи чаще, получать адресные сообщения. Им было бы спокойнее лично наблюдать за тем, как происходит подготовка к путешествию, чувствовать, что о них заботятся. Тогда руководству компании и пришла мысль подключить ИИ к сервису общения с пассажирами, который будет информировать их о любых изменениях до, во время и после перелета.
Давайте так же, только в России?
Можно ли сделать нечто подобное и у нас? Безусловно. Конечно, это потребует больших ресурсов, включая усилия специалистов по цифровым технологиям и финансовые затраты, однако результат будет стоить того. В этом абсолютно уверен доцент МАИ Михаил Тяглик.
«Вне всяких сомнений, внедрение цифровых систем, отвечающих за обеспечение комфорта, – технологически сложный и энергозатратный процесс. Но, согласитесь, каждому было бы приятно, например, вместо утомительного трехчасового ожидания у выхода к самолету выпить чашечку-другую горячего кофе, зная, что рейс задерживается по каким-то конкретным причинам. Воздушные гавани и так, безусловно, переживают о своих гостях. Но внедрение "систем дополнительной заботы" – особенно на базе ИИ – для полного анализа желаний клиентов, их потребностей, просто необходимо», – поделился мнением Михаил Тяглик.

Кроме того, эксперт предложил обратить внимание на создание цифровых систем на базе ИИ, которые будут отвечать за навигацию пассажиров внутри аэропортов. Тогда в случае потери ориентиров человеку не потребуется искать сотрудников для получения ответов на свои вопросы, а будет достаточно лишь посмотреть на экран смартфона – «умный помощник» подскажет ему верную дорогу и даст любые другие советы. В процессе коммуникации с людьми ИИ, конечно, будет учиться и развиваться, становясь еще более надежной опорой.
«Ситуаций, при которых посетителям аэропортов, будь то обыкновенные туристы или бизнесмены, летящие на важную встречу, необходима помощь искусственного интеллекта, – масса. Если мы начнем развиваться в этом направлении, уверен, пассажиры, как и сотрудники аэропортов, это оценят. Тогда ни одной из сторон не нужно будет совершать лишних действий. Кстати, это также может привести к увеличению прибыли авиакомпаний, аэропортов – ведь что может быть лучше покупки билетов на самолет, если точно знаешь, что все организовано по высшему разряду и эксклюзивно для тебя?» – заключил Михаил Тяглик.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России