Я никогда не перестану восхищаться муравьями. Несмотря на свои крошечные размеры, они умудрились построить цивилизацию, альтернативную человеческой. Их муравейники — это настоящие многоуровневые мегаполисы, в которых живут более пяти миллионов насекомых, каждый из которых по-своему уникален.
Макрохелес Реттенмейера: клещ фут-фетишист, который готов стать частью ноги

И швец, и жнец, и на дуде игрец

За всю свою жизнь муравей может сменить несколько профессий. Среди них есть пастухи, разведчики, фуражиры, сборщики, охотники, уборщики и даже врачи, которые проводят полноценные хирургические операции.
Муравей-хирург
Всего у муравьев насчитывается более 75 разных желез, каждая из которых выполняет свою функцию. Одни выделяют феромоны, другие — фенилуксусную кислоту, которая служит неплохим антибиотиком в борьбе с патогенами.
Муравьи зализывают не только свои раны, но и раны своих товарищей, а когда это уже не помогает, то переходят к консервативному методу лечения.

Команда исследователей под руководством профессора поведенческой экологии Эрика Франка обнаружили, что сначала насекомые очищают раны с помощью жвал, а если этого не достаточно, то приступают к ампутации. Причем делают это не абы как, а по четко отработанной схеме.
В случае, если ранение было бедро, «доктор» отгрызает своему пациенту конечность. Такая операция может продлится от 40 минут до трех часов, при этом выживаемость достигает 95%! Но самое интересное то, что если повреждена голень, то муравей-врач даже не возьмется за этот случай и отправит бедолагу зализывать раны. В 75% случаев это срабатывает и муравей выздоравливает.
Чтобы понять, по какому принципу происходит отсев, ученые провели компьютерную томографию, по результатам которой стало понятно, что мышцы, отвечающие за циркуляцию гемолимфы в лапе, сосредоточены в основном в бедре, а в голени их мало.
По мнению ученых, во время травмы бедра поток гемолимфы ослабляется, и у муравьев появляется достаточно времени на ампутацию, пока патоген не успел разнестись по всему тельцу. В голени же, напротив, процесс происходит настолько быстро, что муравей просто не успеет закончить операцию.
Клещ-протезист
Ну а самые продвинутые муравьи обращаются к Макрохелесу Реттенмейеру — клещу, который не представляет свою жизнь без муравьиных лапок. Он цепляется за одну из конечностей муравья, прокусывает последний сегмент и присасывается к гемолимфе хозяина.

Хорошим симбиозом это вряд ли назовешь, ведь муравей при этом испытывает постоянную боль. Через поврежденную хитиновую оболочку запросто может проникнуть плесень, бактерии и другие паразиты.
Но так как у клеща нет цели убивать своего хозяина, ведь тогда он может помереть от голода, клещ вынужден помогать владельцу по мере сил. Всеми своими восемью лапками он крепко цепляется за любую поверхность, на которую наступил муравей. Особенно это полезно во время затоплений или сильного ветра. Муравей со встроенным паразитом крепче держится и лучше переносит внешнее воздействие.