Зачем сверлить дыру в океане или Как работает маленький флот необычных научных кораблей

5 больших научных открытий были сделаны на борту одного-единственного судна Joides Resolution. Подобные ему машины в мире можно пересчитать по пальцам.
Зачем сверлить дыру в океане или Как работает маленький флот необычных научных кораблей
IODP
Содержание статьи

Недавно миллионы людей узнали о существовании научных судов этого типа. Повод грустный: Joides Resolution решено отправить на пенсию. В начале этого года Национальный научный фонд США объявил, что прекращает спонсировать его содержание. Судно уже немолодо и с каждым годом требует все больших затрат на ремонт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В июле-августе Joides Resolution сходил в свою последнюю экспедицию на Шпицберген: здесь ученые по донным отложениям исследовали, как повлияло на мир потепление много тысяч лет назад, когда Северный Ледовитый океан очистился от льда. Это знание поможет лучше подготовиться к идущему сейчас глобальному потеплению – независимо от того, стало человечество его причиной или нет.

жизнь на дне океана
IODP
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Построенный для нефтяников, работавший для науки

Судно было построено в 1978 г. по заказу нефтяного концерна British Petroleum и сначала называлось Sedco/BP 471. Шесть лет спустя его передали Техасскому университету TAMU, и с тех пор он работает на исследовательские цели, причем не только американских ученых – как правило, на нем работают международные команды.

научное судно Joides Resolution, 1988 г.
Joides Resolution, 1988 г.
ODP
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как изучают Землю: 5 больших научных открытий

Главная задача Joides Resolution – сверление скважин в земной коре, чтобы поднять на поверхность образцы породы из слоев разного возраста. Теоретически, его оборудование позволяет уходить вниз на 8235 метров от поверхности океана. На практике, самая глубокая скважина, проделанная его экипажем, была сделана на глубину 6919 м, причем дно океана в этом районе находилось на глубине около 5800 м.

Самая глубокая скважина, проделанная Joides Resolutin, начиналась на глубине 5800 м и ушла в земную кору еще на 1100 м.

Кроме этого, видеокамеры корабля позволяют визуально обследовать дно на больших глубинах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
научные исследования океана
IODP

Метод бурения позволил существенно больше узнать о самых разных вопросах мироздания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Начать с того, что сбор образцов подтвердил теорию тектонических плит и дрейфа континентов.
  • О том, что 55 миллионов лет назад в Арктике был субтропический климат, мы тоже узнали благодаря ему.
  • Изменилось понимание того, как возникают землетрясения, вулканы и цунами.
  • На океанском дне были открыты колоссальные залежи гидрата метана – соединения метана с водой.
  • Обнаружилось, что жизнь в океане есть на глубинах гораздо больших, чем предполагали самые смелые научные теории.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Joides Resolution: буровая вышка (1), палуба для образцов земных пород (2), буровая колонна (3) устройство
Joides Resolution: буровая вышка (1), палуба для образцов земных пород (2), буровая колонна (3).
IODP

Какую пользу приносят эти открытия

Наиболее очевидна польза от обнаружения гидрата метана – он может быть использован как топливо и сырье для химической промышленности. Причем его запасы в океане на два порядка превышают мировые запасы нефти.

Но и другие открытия оказались полезными. Например, после обработки данных были построены модели, которые позволили спрогнозировать, как в будущем изменится береговая линия – эта информация полезна для приморских городов, позволяя спланировать защиту от изменений климата и природных катастроф на десятилетия вперед.

Как теперь будут изучать Землю

За время службы судно несколько раз модернизировали, и хотя само оно очень старое, научное оборудование на нем установлено современное – вот почему его списание огорчает ведущих океанографов. Ученым пока не обещают другое аналогичное плавсредство в замену.

mengxiang исследовательское судно
Mengxiang, исследовательское судно
Global Times

В других странах остается как минимум два корабля такого класса. У японских ученых есть исследовательское судно Chikyu, а в КНР недавно спустили на воду самое современное судно, специально построенное для науки – Mengxiang. В целом, суда этого класса очень немногочисленны – вот почему они так ценятся.