Делиться, не владеть: как меняется рынок шеринга в России и в мире
Шеринговая экономика
Если соединить все средства, которые люди во всем мире так или иначе тратят на аренду, получится внушительная сумма. А сочетание «шеринговая экономика» уже стало устойчивым - это экономический термин. По прогнозу PwC, к 2035 году объем транcакций по главным направлениям шеринговой экономики — финансовым, жилищным, транспортным — составит 570 млрд евро. Это при том, что в 2014 году глобальный рынок шеринга оценивался всего в 15 млрд долларов. Налицо — стремительный рост и совершенно четкий вектор развития.
Необходимо отметить, что сам термин «шеринг» получает второй смысл – люди объединяются, чтобы снизить расходы, чтобы повысить эффективность использования чего-либо. Формируются соответствующие комьюнити. Как следствие – уменьшается нагрузка на ресурсы, жизнь становится более экологичной. А это тоже современный тренд, у которого большой экономический потенциал.
Что можно взять или сдать в аренду сегодня?
Если не все, то очень многое. От автомобилей до жилья, от инструментов до навыков – люди все чаще предпочитают делиться, а не владеть. И это происходит в разных сегментах товаров. Например, в сегменте лакшери можно арендовать самолет, яхту, спорткар или виллу. А если мы рассмотрим противоположный сегмент, то увидим, что арендовать можно даже мелочи. Например, в московском метро появились пункты аренды зонтов (если человек забыл взять зонт), а во многих парках можно встретить палатки бук-кроссинга.
Среди других сегментов можно отметить спортивный инвентарь, палатки, байдарки, лодки. Очень популярна аренда детских колясок, кроваток, манежей. Дамы охотно арендуют свадебные и вечерние платья. Появился и активно развивается даже сегмент фудшеринга – предложение приобрести бесплатно или же по крайне низкой стоимости излишки продуктов питания и готовых блюд.
Производители вынуждены реагировать на рост шеринговой экономики. Например, компания Volvo начала выпускать автомобили, на которых установлены смарт-системы для шеринга. Daimler выпускает целую линейку авто для крупнейшего каршеринга в мире – компании Car2go.
Если говорить о статистических данных в России, то объем рынка услуг аренды в 2019 году составил 770 млрд рублей, увеличившись к предыдущему году на 50%.
- Около 60% пользователей сервисов по аренде в России — молодые люди до 30 лет, более трети — в возрасте 31–45 лет, а на пользователей старше 45 лет приходится около 5%.
- Примерно 75% пользователей шеринговых услуг в России живут в городах-миллионниках, большинство из них — в Москве.
Конечно, рынок шеринга развивается за счет соответствующих мобильных приложений и онлайн-платформ. Это удобно: можно быстро и легко арендовать необходимое или сдать в аренду. Соответствующие разделы появляются на популярных площадках купли-продажи, работают и специализированные шеринговые платформы. Сервис Rentag, например, специализируется только на аренде и планирует объединить в себе более 20 направлений. На данном этапе уже разработано три направления – спецтехника, транспорт и коммерческая недвижимость. Сервис обеспечивает своих арендодателей новыми заявками на бронирование и предоставляет функционал по автоматизации бизнес-процессов, позволяющий контролировать весь автопарк, вести сделки, работать в CRM-системе и получать консолидированные отчеты в режиме онлайн.
Есть ли у шеринга минусы?
Конечно. Можно отметить то, что пока нет четкой правовой базы, маловато серьезных экономических исследований на эту тему и аналитики. Никуда не деть и человеческий фактор: к вещи, которая «не своя», некоторые люди относятся без надлежащей ответственности.
Но эти проблемы вполне решаемы. Шеринговая экономика неуклонно и стабильно развивается, а значит, скоро будет регламентирована правовая база, появятся и исследовательские выкладки. Что же касается ответственности, то практикуются договоры, устанавливаются правила пользования и так далее. Онлайн-платформы в том числе обеспечивают консультационный сервис и постепенно выводят шеринг на более высокий уровень. И этот процесс необратим.