Советы от разработчиков: 5 способов помочь ребенку избавиться от игровой зависимости
Совет 1. Определить оптимальное время, которое можно уделять играм
Психологи говорят, что играм как таковым ребенок должен посвящать не меньше двух часов в день: именно это делает его счастливым, помогает развиваться, готовит ко взрослой жизни. Что же касается компьютерных игр, то тут стоит исходить из научно обоснованных и рекомендуемых экспертами показателей. Сегодня в возрасте 5-6 лет детям рекомендуют не больше одного часа в день проводить за экраном монитора. Детям 10-12 лет – до двух часов в день. Ну а 15-16-летним – до трех часов в день.
Однако это, разумеется, не значит, что все три часа подростку можно и нужно посвящать виртуальной реальности. Ведь помимо игр, компьютер наверняка задействован и в учебе, и в подготовке домашних заданий. Также стоит учитывать, что мониторы окружают нас повсюду: это и экран телевизора, и дисплей смартфона.
Так, можно сделать простой расчет: из рекомендованного медиками «экранного времени» вычесть то, что тратится на не связанные с играми занятия. А потом посмотреть, какие еще варианты досуга и работы по дому претендуют на оставшиеся часы или минуты, и высчитать, сколько времени в сухом остатке можно посвятить геймингу.
Совет 2. Выявить причину игромании: почему и от чего ребенок убегает в виртуальные миры
Чрезмерное погружение ребенка в игры – это, как и любая крайность, безусловно, является тревожным сигналом. Если из-за игр он бросает увлечения в реальной жизни и общение с друзьями, если у него возникают проблемы с учебой, если просьбы закончить игру вызывают агрессию, а тема уровней и прохождений занимает все больше места в мыслях и разговорах – это повод задуматься и начать искать причины такого поведения.
- Как и любая «мания», игромания может быть связана с низкой самооценкой: неуверенный в себе и недооцененный ребенок пытается добиться успеха там, где у него это получается.
- Другая распространенная проблема – подавленные эмоции. Если ребенок не может выразить свои истинные переживания, он ищет для них альтернативный выход, такой как видеоигра.
- Погружение в виртуальный мир – это и способ отвлечься от стрессового события, с которым не справляется детская психика.
Совет 3. Осознать, что любая зависимость – химический процесс
Если рассматривать вопрос с биологической точки зрения, то запрещая игры, мы боремся с очень важным нейромедиатором, фактически наркотиком, который называется дофамин. Причем компьютерная игра – это источник очень «дешевого» дофамина, который легко получить! Так что главная задача родителя – так занять время ребенка, чтобы ему не было скучно. Ведь если он грустит, это значит, что у него выделяются кортизол и пролактин, и ему еще больше хочется того самого «дешевого дофамина». И то, что мы видим сегодня – это только начало. Если не предпринимать мер, то буквально через два-три поколения появятся тотально зависимые от игр дети, которым будет очень трудно жить в реальном мире.
Совет 4. Заменить гормоны грусти на гормоны радости
Это значит, что нам нужны другие гормоны-нейромедиаторы, которые будут раздражать рецепторы ребенка иначе и тем самым замещать пресловутый «дешевый дофамин». Во-первых, это природные гормоны радости, так называемые эндорфины. Он вырабатываются, к примеру, в результате продолжительных физических нагрузок: не секрет, что марафонцы испытывают настоящую эйфорию после многочасового бега! Значит, ребенку необходимо постоянно находиться в физическом движении, быть активным. Именно это вызывает у него радость, вплоть до эйфории, которую хочется испытывать снова и снова, и которую невозможно получить суперлегким способом.
Вторая важная группа нейромедиаторов – это разные норадреналины, которые являются «гормонами азарта». Получить их помогут командные виды спорта и игры: от волейбола и баскетбола до квестов, «Зарниц» и походов. В идеале – совместить сосредоточение и азарт, норадреналин и эндорфины. Это прекрасный способ не отпустить ребенка в зависимость, потому что в противном случае никакие временные ограничения, установленные в семье на игры, просто не сработают. К сожалению, компьютерные игры – это очень талантливая и продвинутая индустрия, и она обязательно победит, если у ребенка не будет альтернативы в реальной жизни.
Совет 5. Найти оптимальный баланс между виртуальным и реальным миром
Совсем запрещать компьютерные игры не то что нельзя, а просто опасно. Если новые игры обсуждают в классе и в соцсетях, а ребенок оказывается чужим на этом празднике жизни, то ничем хорошим это не закончится. А вот если он сам поймет, что сто первая игра в принципе ничем не отличается от сотой, то возникнет эффект насыщения, и в дальнейшем, чтобы удовлетворить любопытство относительно новой игры, ему окажется достаточно посмотреть ее пятиминутный видеоразбор.
Нужно научить ребенка думать, самостоятельно выбирать свое среди множества интересных занятий, самому понимать, что «все хорошо в меру». Ну и важно помнить, что индустрия компьютерных игр многогранна и собирает самых талантливых профессионалов, которые умело управляют детским вниманием. Эта отрасль очень интересна и перспективна, и кто знает: возможно, именно ваш ребенок станет ее ярким представителем.