«Вселенная 25» — страшный эксперимент, который показал, что станет с человечеством, если создать «рай на Земле»
Мышиный рай
Джон Кэлхун построил просторный загон, разделил его на 256 отсеков, в каждом из которых могли свободно находиться 15 мышиных особей. Это была не лабораторная клетка, а целый курорт для мышей, где постоянно поддерживалась комфортная температура, у грызунов был неограниченный доступ к еде, и даже личный ветеринар. Но самое главное — никаких хищников.
С напутствием «плодитесь и размножайтесь!» Джон заселил первых новоселов — четырех самцов и четырех самок. Так как вопрос с едой и водой был удовлетворен на 200 процентов, у мышей появилось достаточно времени на спаривание. Каждые 55 дней популяция грызунов удваивалась.
Но когда численность колонии увеличилась до 620 особей, ее рост замедлился. И тут начались проблемы социального характера.
Грызуны разделились на кланы
У самок пропал какой-либо интерес к противоположному полу. Они готовы были атаковать любого без видимой на то причины. Кэлхун назвал их «изолированные женщины». Рождение и забота потомства их больше не интересовали! Они бросали своих детей, либо просто убивали их, пока смертность молодняка не составила 100%.
На вершине иерархии доживали свой век старики, чего даже близко не встретишь в природе. В естественной среде пожилые особи уже давно бы освободили место молодым сородичам.
Сломленный и подавленный молодняк, не нашедший социальной роли, был изгнан в менее комфортную центральную часть загона.
Фаза смерти
Вскоре сформировалась группа «красивых мышей» — так Джон Кэлхун назвал самцов, у которых не было мотивации бороться за самок, отстаивать свою территорию и как-то участвовать в социальной жизни мышиной колонии. Все, что их заботило — это еда, сон и чистота их шерстки.
Вскоре «красивые мыши» и «изолированные женщины» стали основой мышиного рая, в котором процветали гомосексуализм и каннибализм — и весь этот сюр происходил в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов.
Предвидя закат эксперимента, ученые отобрали несколько «красавцев» и самок-феминисток и поместили их в новый загон, в котором создали условия лучше, чем в первом эксперименте. Но эти мыши умерли от старости, не оставив потомства.
Выводы
Джон Кэлхун пришел к выводу, что организм, будь то человеческий или мышиный, умирает дважды. Сначала наступает «смерть духа», которая наступает после отказа от социальных связей, когда все сводится к банальному удовлетворению физиологических потребностей. После чего неизбежно наступает вторая смерть — физическая.
Проведя аналогию с человеком Кэлхун пояснил, что человек должен жить в условиях давления, напряжения и стресса. Но развитие прогресса избавили мужчин от необходимости постоянно бороться за выживание, преодолевать трудности и многочисленные вызовы судьбы. В итоге они стали инфантильными «красавцами», в то время как женщины отдают предпочтение карьерному росту, в ущерб рождению и воспитанию детей.
Эксперимент подчеркивает важность социальных связей, личного пространства и психологического благополучия в любом обществе, будь то мышиное или человеческое.