Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности
Меньше ста лет назад психологическое сообщество придерживалось мнения, что привязанность и любовь к детям — это сентиментальный «излишек», без которого малыш вполне способен обойтись. Некоторые специалисты даже предполагали, что материнская любовь может навредить ребенку и помешать его «правильному» развитию.
До определенного момента все эти установки основывались лишь на философских размышлениях самих ученых. Однако в 1960-х годах психолог Гарри Харлоу решил «измерить» важность любви на практике с помощью эксперимента и получил революционные для тех времен данные.
Бутылка с молоком против материнского тепла: первые эксперименты Гарри Харлоу
Эксперименты над макаками, подарившие Гарри Харлоу одновременно и дурную славу, и важное научное открытие, мужчина стал проводить в принадлежащем ему здании недалеко от Университета Висконсин-Мэдисон. Вскоре небольшой научный центр Харлоу перерос в Психологическую лабораторию приматов, объединившуюся с Висконсинской региональной лабораторией приматов.
Первым и самым известным экспериментом Гарри Харлоу стал опыт с «проволочной матерью». Мужчина оторвал от естественных родителей новорожденных макак и поместил их в клетки с муляжами «матерей» двух типов. Первая, «теплая мать», сделанная из мягкой ткани, могла закрыть потребности в тепле и уюте, но не давала малышам еды. Вторая, «холодная мать», собранная из проволоки, максимально отталкивающая как на вид, так и на ощупь, могла обеспечивать обезьянок только едой.
Все детеныши вели себя похожим образом: к «проволочной матери» обращались только, когда были голодны, а все остальное время проводили с «матерью», сделанной из махровой ткани, которая успокаивала их своим теплом и дарила чувство опоры. Первый вывод Харлоу был очевидным — ребенок выбирает маму, которая дарит заботу, вне зависимости от того, способна ли она при этом обеспечить едой так, как это делает мать, закрывающая только физические потребности.
Второй этап эксперимента только подтвердил результаты первого. Малышей макак разделили на две группы. Первых закрыли в клетке с проволочной матерью, вторых — с мягкой. Однако в этот раз бутылочкой с молоком были «оснащены» оба муляжа. Через время и те, и те детеныши стали одинаково неплохо набирать вес и расти, однако у обезьян, оставшихся без тепла, наблюдались признаки повышенной тревожности, стресса, пугливости и важный психосоматический симптом — жидкий стул.
Другие негуманные опыты Харлоу, изменившие подход к детской психологии
Психолог хотел выяснить еще два момента:
- есть ли взаимосвязь между привязанностью к родителю и способностью изучать мир;
- может ли агрессия родителя уничтожить любовь ребенка.
Для первого Гарри Харлоу обратился к опыту своей коллеги, Мэри Эйнсворт, и создал для малышей обезьян странную ситуацию. Привычную клетку немного видоизменил, добавляя туда новые предметы, чтобы детенышу было, что изучать. Когда рядом с макакой была «мягкая мама», проблем не возникало — малыши смело исследовали помещение и периодически прижимались к муляжу, получая от него необходимую для этого процесса поддержку. Как только маму меняли на «проволочную», ситуация переворачивалась с ног на голову — детеныши не стремились изучать пространство, вместо этого они жалобно кричали, пищали и замирали от паники.
Так Гарри Харлоу доказал — без родительского тепла ребенку сложно развиваться и познавать окружающий мир. Поддержка и любовь — неотъемлемые составляющие здорового взросления.
Для того, чтобы разобраться во втором волнующем его вопросе, исследователь добавил в мягких «мам» отталкивающие предметы — шипы, стучащие зубы, металлические пластины, которые должны были периодически срабатывать и пугать детеныша. В такие моменты маленькие обезьянки действительно отбегали от «мам», но через время возвращались к ним, издавая жалобный писк.
После этого опыта стало понятно — значимый взрослый остается им до конца. Даже если мама не всегда стабильна, привязанность берет свое и заставляет ребенка возвращаться к ней даже после проявленной агрессии.
Как вели себя обезьяны, когда эксперименты закончились
По окончании экспериментов Гарри Харлоу выпустил малышей наружу к себе подобным. Однако тут вскрылся еще один момент, о котором психолог до этого не задумывался. Макаки, которым пришлось провести первые месяцы своей жизни в изоляции, оказались совершенно не готовы жить в «обезьяньем обществе». В лучшем случае — они игнорировали окружающих, в худшем — проявляли агрессию.
Заводить потомство такие макаки тоже не спешили. Тогда Харлоу принялся заставлять их обзавестись детьми насильственным путем. В результате часть новоиспеченных макак-мам убивали свое потомство, другие — отказывались от малышей, не проводили с ними время, не кормили и не давали всего того, чего сами не получили в детстве.
Стало понятно — одной только привязанности мало. Как мало и одной только еды. Взращивание ребенка — сложный и многосоставный процесс, каждый кирпичик в котором имеет огромное значение. Иногда, если вытащить один из них, здание под названием психика может устоять, а иногда — бесследно рухнуть. Именно поэтому каждому малышу, будь то обезьяньему или человеческому, нужны родители, которые заботятся о нем и окружающая среда, в которой детеныш или ребенок растет, социализируется, умнеет и взрослеет.
Критика Гарри Харлоу и влияние его опытов на научный прогресс
Гарри Харлоу часто, сильно и небезосновательно критиковали. Несмотря на ценные результаты его экспериментов, этическая сторона вопроса вызывала волны общественного негодования. Хотя ни одна макака, как заявлял сам исследователь, не была убита в процессе опытов, каждая из них получила серьезные психологические и физические травмы.
Вместе с тонной критики Гарри Харлоу вошел в историю как человек, качественно изменивший подход к детской психологии. Помимо изменения отношения психологии к привязанности и любви, мужчина также закрепил идею о том, что отцы обладают ровной то же ответственностью в воспитании ребенка, что и матери. Кроме того, его исследования были взяты за основу для изменения подхода к работе с детьми в детских домах и других социальных учреждениях.