Японцы показали новое китобойное судно. Невероятно, но эта страна не отказалась от охоты на китов
Новое судно больше, быстроходнее и современнее предшественника – Nisshin Maru плавал 30 лет и был списан в 2020 г.
При длине около 116 м, оно имеет водоизмещение 9300 тонн и может принять в холодильники на борту 2000 т продуктов китового промысла. Kangei Maru также оснащен собственной беспилотной авиацией: разведывательные дроны ведут поиск китов в радиусе около 40 км от судна.
Япония так и не отказалась от забоя китов
Коммерческая добыча китов была запрещена в 1986 г., когда выживание многих видов оказалось под угрозой. Лишь две страны из числа китобоев не поддержали международную конвенцию – Норвегия и Исландия.
Япония поначалу подчинилась общему запрету, но продолжила вести охоту тайно под предлогом вылова морских млекопитающих в научных целях. В 2018-м власти страны предложили вновь разрешить китобойный промысел, получили отказ и после этого вышли из международного договора.
С тех пор страна ведет промысел – преимущественно в своих внутренних водах, где она вправе распоряжаться природными ресурсами по своему усмотрению. Однако экоактивисты замечали, что японские китобои не чураются и охоты в международных водах.
В наше время ее законы разрешают охоту на три вида китов: сейвалы, минкеты и киты Брайда – все три находятся под угрозой исчезновения. Правительство страны рассматривает возможность разрешить также охоту на финвалов, второй крупнейший вид китов после синего кита.
Забой китов: наука и пиар
Естественно, японские китобои испытывают огромное давление со стороны местных и иностранных экоактивистов, экологов, ученых и многих других организаций и групп людей, стремящихся сохранить и возродить популяцию китов.
Столь же естественно, что они как-то аргументируют свой отказ последовать международным нормам. Иронично, но владелец судна, китобойная компания Kyodo Senpaku, уверяет, что... заботится об экологии. Киты находятся на вершине пищевой цепочки и конкурируют с человеком за еду, говорят они, поэтому для сохранения баланса в океане их число нужно держать под контролем, пишет CNN.
Да, и не забудьте, что мы убиваем китов гуманно, отмечают представители компании. Чаще всего кит погибает мгновенно. Иногда они мучаются, но мы быстро прекращаем мучения с помощью ружей.
Тот же репортаж приводит возражения ученых. Потребляя планктон, киты перерабатывают биомассу и делают ее пригодной для питания водорослей – таким образом, они вносят вклад в снижение количества углекислого газа в атмосфере и борьбу с глобальным потеплением.
Китобои апеллируют также к истории, называя промысел национальной традицией. На самом деле, вылов китов начался только в 1600-х гг., отмечают историки, а настоящего расцвета достиг уже в 20 веке. Так что не такая уж это давняя традиция.
Будет ли Япония охотиться в Антарктиде
Экологов больше всего настораживает параметр дальности Kengai Maru – до 13000 км, с автономностью 60 дней. Если охотиться только в территориальных водах Японии, такая дальность ни к чему, и защитники природы опасаются, что японцы вернутся к промыслу в Южном океане.
Представители Kyodo Senpaku уверяют, что плыть через пол-Земли ради охоты стало экономически невыгодно. Но продолжают вести наблюдения в водах близ Антарктиды.
Молодые японцы хотят смотреть на китов, а не есть их
В наши дни мясо морских млекопитающих превратилось в предмет роскоши, его покупают из прихоти, рассказал CNN профессон Нобухиро Кисигами из Национального музея этнологии. В наши дни в Японии потребляется от 1000 до 2000 т китовьего мяса в год. Для сравнения, в 1960-х эта цифра достигала 230 тысяч т.
Падает и потребление мяса дельфинов, а китовый жир ныне практически полностью вытеснен синтетическими и растительными жирами.
Молодое поколение нации больше не считает, что уничтожение китов является такой уж важной традицией. Не случайно в наши дни Япония получает больше прибыли от туристов, желающих наблюдать за китами, чем от продаж китового мяса, указывает Всемирный альянс китообразных (WCA).
Китобойный промысел в Японии сходит на нет естественным образом. Есть надежда, что век Kengai Maru окажется недолгим.