Срочно в больницу! Разбираемся, как работает экстренная медицина в Москве и за рубежом
От чего зависит спасение
Чтобы шансы на успех у врачей были наилучшими, пострадавшего надо срочно доставить в ближайшую клинику с необходимым оборудованием. Чтобы пациентом занялись сразу же, больница не должна быть перегружена. Клинику надо предупредить заранее, чтобы к прибытию больного все было готово: специалисты, диагностическая аппаратура, операционная, койко-место. Затем быстро диагностировать проблему, определить степень тяжести – и оказать необходимую помощь.
Заметьте, каждое из этих требований – отдельная задача, для решения которой необходимы инновационные методы и технологии. К примеру, даже сирена и мигалка не гарантируют быстрого передвижения в мегаполисе: час пик и пробки на дорогах отменить невозможно. Поэтому в самых экстренных случаях используют санитарную авиацию. Так поступают во всем мире.
Где лечить, что лечить, кому лечить
Когда пациент доставлен в больницу – обычно с предварительным диагнозом, поставленным врачом скорой, в дело вступает отделение неотложной помощи. За рубежом лучшим оборудованием и самыми широкими возможностями обладают, как правило, частные клиники.
Для современного отделения ургентной помощи обязательно наличие сложной диагностической аппаратуры – компьютерных и магнитно-резонансных томографов, ангиографов с 3D-моделированием. Используются цифровые системы учета и контроля состояния пациентов, электронный документооборот и мобильные приложения, которые хранят информацию о пациенте и обеспечивают мгновенный доступ к ней.
Правда, услуги таких клиник дороги, а пропускная способность не всегда велика. Отделения неотложки в лучших больницах Германии, Италии и Франции принимают от 40 до 200 человек в сутки, при этом пациент может находиться там от 4 до 72 часов. Длительное пребывание в отделении ургентной помощи – способ сэкономить, поскольку обходится дешевле госпитализации. За трое суток большую часть пациентов успевают «долечить» до выписки, не передавая больнице.
В наиболее загруженных больницах США, Израиля, Индии пропускная способность выше: там в сутки могут принять от 400 до 600 человек. Такая скорость работы с пациентами требует уже не только опытных врачей и дорогостоящего оборудования. На первый план выдвигаются грамотная организация процесса и взаимодействие всего персонала.
Четыре цвета экстренной медицины
Самое главное здесь – быстрое распределение пациентов по степени тяжести, так называемый триаж (от французского triage – сортировка). Внедрением триажа медицина обязана основоположнику русской военно-полевой хирургии Н. И. Пирогову. Неудивительно: в условиях боевых действий вся полевая медицина по сути ургентна. Ее задача – распределить ресурсы так, чтобы срочную помощь получили те, кто ждать не может – ничем не отличается от задач экстренной медицины в огромном городе.
И сейчас один из важнейших инструментов ургентной медицины — триажная шкала. Это сортировочный алгоритм, который определяет срочность лечебно-диагностических мероприятий исходя из состояния пациента. Таких шкал в мировой практике несколько, но по сути все они близки.
В России относительно недавно внедрена шкала, по которой состоянию пациента присваивается одна из четырех градаций тяжести с цветовым кодом:
- зеленым,
- желтым,
- оранжевым,
- или красным.
В соответствии с ней пациенты из приемной распределяются по трем отделениям, тоже с цветовым кодированием: «зеленое» для легких, «желтое» – для случаев средней и «оранжевой» тяжести и «красное» – для тяжелых.
Московский подход: с опорой на образец
Показателен пример Москвы – самой большой европейской столицы. С населением свыше 13 000 000 человек Москва входит в число двадцати пяти крупнейших городов мира. Неудивительно, что каждый день в угрожающей жизни и здоровью ситуации здесь оказывается более десяти тысяч человек. В городе круглосуточно дежурит свыше тысячи бригад скорой помощи, ежегодно совершая более четырех миллионов выездов на вызов.
Изучив зарубежный опыт, в столице решили радикально поднять скорость и качество неотложной помощи. Были построены флагманские центры ургентной помощи, которые стали основой для внедрения нового стандарта.
Флагманский центр – это «больница в больнице», способная оказывать скорую и неотложную помощь по полному циклу и в очень сжатые сроки. В течение года были открыты четыре таких центра:
- На базе больницы им. В. В. Вересаева,
- В НИИ СП им. Н. В. Склифосовского,
- ГКБ им. С. П. Боткина,
- ГКБ № 15 им. О. М. Филатова.
Строительство еще двух, в ГКБ им. В. М. Буянова и ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова, завершается.
Уже из названия «флагманские» ясно, что этим центрам отведена роль инструмента освоения передовых технологий и приемов работы. Для них выстроили отдельные здания, их оснастили лучшей медтехникой и тщательно обучили персонал. Например, в Боткинской больнице флагманский центр экстренной медицины – это семиэтажный корпус с вертолетной площадкой.
Установка диагноза и определение тактики ведения 70% пациентов занимает не более двух часов с момента поступления. Пациент находится здесь не дольше 24 часов: его либо выписывают, либо госпитализируют в профильный стационар. Такой центр способен принимать до трехсот пациентов в сутки.
Но интересно, что эффективность этих образцовых клиник не самоцель. По сути, сеть флагманских центров стала стартовой площадкой для трансформации всей столичной ургентной помощи. Ведь на их базе был отработан и подготовлен к внедрению новый стандарт экстренной помощи, на который уже в этом году должны перейти все взрослые многопрофильные больницы Москвы.
Столица снова поднимает планку: внедрение стандарта означает, что экстренную помощь одинаково высокого уровня смогут оказывать в любом многопрофильном стационаре. Конечно, «нефлагманам» придется сложнее: новых зданий у них не будет. Но капремонт приемных отделений, переоснащение их современной техникой и переобучение персонала по отработанным во флагманских центрах методикам и программам уже близятся к завершению.
Простые принципы сложной работы
За рубежом подходы к организации процессов разнятся. В Германии приемные зоны разделены по видам оказания экстренной помощи: хирургия, травматология, гинекология и пр. В американской модели работает принцип «один врач – один пациент»: все исследования и лечение назначает один специалист.
Маршрутизация происходит внутри одного помещения кратчайшими путями, а с пациентом работают сразу несколько специалистов: считается, что такая мультидиагностика точнее и быстрее. Вообще слово «быстрее» явно было для создателей московских центров ключевым: даже взятый у пациента материал для анализа тут же улетает в лабораторию по трубам пневмопочты. А среди операционных отделений есть гибридные, где с пациентом могут одновременно работать две бригады: одна, к примеру, занимается переломом шейки бедра, другая – сосудами сердца.
Но все это вещи логичные и, так сказать, внутримедицинские. Любопытно другое: в московских «приемниках» впервые стало комфортно не только пациентам, но и их родным. Ясная система навигации, зоны ожидания с зарядками, Wi-Fi и экранами с кодированной, понятной только своим информацией о пациентах, комнаты для общения родственников с врачами – все это тоже вошло в московский стандарт. А еще в штате есть психологи и социальные работники, которые помогают в сложных ситуациях – например, оставшимся без присмотра детям, пока мама в больнице.
Такая фокусировка на человеке со всеми его проблемами для нашего здравоохранения явно еще непривычна. Как и работа одной командой. Но разобщенность, будем надеяться, уходит в прошлое. По крайней мере все сотрудники центров экстренной помощи обучены принципам командного взаимодействия, и слов «это не мой пациент» от здешних врачей не услышишь.
Цифровая интеграция и электронная помощь
Использование электронных систем учета и контроля состояния пациентов – главный, но не единственный «цифровой» тренд. Например, в тель-авивском медцентре «Сураски» есть стойка цифровой регистрации для самостоятельного распределения некритичных пациентов. Пациенты сами сканируют свои удостоверения личности, измеряют давление и другие параметры, а затем в компьютеризированной системе больницы открывается история болезни и руководство к дальнейшим действиям.
Имеются в Израиле клиники, где в приемных отделениях используется электронная навигационная система, а найти дорогу пациентам помогают роботы. Однако для зарубежных информационных систем характерен и серьезный недостаток: в основном они локальны и не интегрируются друг с другом.
В московских центрах цифровизация тоже занимает самое почетное место. При поступлении пациента на большую сенсорную панель (как например в Боткинской больнице) в приемном отделении выводится вся информация о его состоянии. Градации тяжести после замеров температуры, давления, пульса и кислорода в крови на приеме предварительно присваивает компьютерная программа (хотя окончательное решение принимает все-таки врач). Пациент получает браслет с QR-кодом, открывающим доступ к истории болезни и назначениям: у каждой медсестры для него есть сканер, а у врача – планшет. Кстати, равномерно распределяются по клиникам пациенты тоже благодаря «цифре» – через единую диспетчерскую скорой.
Но главное отличие московских технологий от западных в том, что все стационары, скорая помощь, центр критических состояний и амбулаторный блок Москвы связаны друг с другом. Их объединяет информационная система ЕМИАС и электронные медкарты, которые автоматически создаются в ней при любом обращении в столичную систему здравоохранения: многие москвичи зарегистрировались в системе, например, во время пандемии COVID-19.
В какую бы больницу ни попал человек, информация из его медкарты сразу оказывается доступной врачам системы экстренной помощи. А через мобильное приложение «ЕМИАС.Инфо» – и самому пациенту, который может поделиться ей с родными или другими врачами. За рубежом о такой степени цифровизации и интеграции медицинских данных могут лишь мечтать.
Приходится признать: столица сумела не только внедрить последние достижения в области неотложной помощи, а пошла дальше и уже сама устанавливает тренды. Да, в отдельных частных клиниках за рубежом качество неотложной помощи очень высокое – как, впрочем, и ее стоимость для пациента. Москва же защищает своих жителей и гостей бесплатно, гарантируя экстренную медпомощь высочайшего уровня практически в любой из крупных городских больниц.
Остается лишь пожелать, чтобы необходимость спасения из беды возникала у людей как можно реже.