Цинга стала одной из самых опасных болезней для моряков прошлого. Она отличалась высоким риском летального исхода и появлялась в основном на кораблях, уходящих в длительные плавания. Недуг начали замечать еще во время первых крестовых походов, однако пик так называемого «морского скорбута» (тогда еще цингой болезнь не называли) пришелся на время первых кругосветных мореплаваний, на вторую половину XV века, и приводил к потере целых корабельных экипажей.
Покрывались черной сыпью, теряли зубы и лысели на глазах: почему раньше моряки так часто болели цингой

Как появилась цинга на кораблях
Матросы, опасающиеся вирусных заболеваний, таких как тиф и чума, считали, что их преследует именно инфекция, и никак не предполагали, что на самом деле цингой нельзя заразиться.

Существуют данные, что судно Васко да Гамы, известного португальского капитана, открывшего морской путь из Европы в Индию, в 1495 году потерял на протяжении своего плавания порядка 100 человек — и это из 160 членов экспедиции. А в 1744 году британский адмирал Джордж Ансон вернулся из четырехлетнего кругосветного путешествия с командой из 188 моряков, хотя из Англии с ним отплывали 1854 человек. Часть кораблей эскадры потерпело крушение, но большинство человеческих потерь случилось именно из-за цинги. Выжившие счастливчики сходили на землю без волос и зубов.
Не инфекция, а гиповитаминоз: как моряки спасались от цинги
Со временем люди стали замечать, что цинга распространяется либо на кораблях, либо в изолированных местах на суше, например, в осажденных крепостях. Кроме того, командующие подметили, что те суда, которые перевозили цитрусы, теряли гораздо меньше матросов. Как слухи, так и личный опыт натолкнули мореплавателей на мысль, что цинга — вовсе не инфекция, а последствие недостатка витамина С в организме, другими словами дефицита аскорбиновой кислоты. Такие выводы означали, что рацион мореплавателей и служащих на флоте следует кардинально пересмотреть.
В России Петр I, развивая отечественный флот, приказал срочно включить в паек моряков лимоны и апельсины, следуя голландскому примеру. Примерно в тот же момент немцы стали использовать для поднятия уровня витамина С у матросов квашеную капусту, а американцы — клюкву.
Хранить апельсины, лаймы и лимоны на корабле, с одной стороны, было разумным решением - фрукты действительно могли поставить на ноги больных цингой. С другой же стороны, свежие продукты часто портились в долгосрочных путешествиях. Медикам и ученым предстояло разработать способы сохранения цитрусов без потери их целительных свойств.

Первые попытки сохранить цитрусовый сок не обходились без добавления алкоголя, но не во всех странах матросам разрешалось употреблять спиртные напитки на службе. Тогда в 1867 году энтузиаст Лаучлин Роуз запатентовал метод, который позволял хранить концентрированный цитрусовый сок без спирта.
С развитием технологий консервации продуктов и совершенствованием медицины, которая открыла миру витамины и биологически активные добавки к пище, случаи распространения цинги на кораблях свелись к минимуму.
Симптомы цинги
Болезнь моряков имела явно выраженные симптомы, а потому ее было достаточно просто определить. Человек чувствовал сильную слабость вместе с болью в мышцах и костях: такое состояние нередко сопровождалось кожной сыпью, кровоизлияниями в районе нижних конечностей. Также при цинге имели место воспаление и кровоточивость десен, потеря зубов и волос. Запущенная стадия болезни приводила к анемическим синдромам кровоизлияния в суставы.
В учебнике по морской медицине 1820 года военно-морской врач, корабельный хирург Ашер Парсонс описывал недуг, от которого страдали моряки и пассажиры торговых судов, как ужасный и трагический. Ему удалось наблюдать за пораженными цингой пациентами и зафиксировать ряд симптомов болезни. Например, медик отмечал, что все выделения из организма становятся невыносимо зловонными, случаются кровотечения из носа и рта, наступает полное истощение. По телу распространяются черные язвы, одновременно с этим опухают ноги.
