Наука в бизнесе: как в России популяризируют математику среди будущих ИТ-специалистов
Сегодня крупные российские компании активно вкладываются в образование, наблюдая негативные тренды: если 4 года назад профильную математику сдавали 360 тысяч школьников, в 2023-м году — 283 тысячи. Падение на 80 тысяч — существенное.
Любые ИТ-специальности включают аналитику данных, разработку и практическое применение математики. Нехватка кадров в ИТ-специальностях колоссальная: ребята теряют мотивацию к учебе, и не всегда вуз может объяснить, зачем студентам вообще нужна математика. Студенты учатся ради того, чтобы учиться.
Интерес молодого поколения к изучению математики подогревается на всех ступенях образования: в школах, на бакалаврских и магистерских программах. Центральный университет совместно с Тинькофф и другими партнерами проводит масштабные мероприятия, популяризируя математику среди школьников и студентов.
Студенты, влюбленные в математику
Сегодня трансформируется не только подход к обучению, но и привычный формат интеллектуальных олимпиад — даже здесь теория соприкасается с бизнесом. 2 марта в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и региональных центрах состоялся полуфинал первого в России интеллектуального математического состязания в формате «Своя игра» в рамках всероссийского турнира «Дня влюбленных в математику». Студенты российских вузов решали нестандартные олимпиадные задачи по теории вероятности, алгебре, дискретной математике и матанализу. Знания в этих областях помогают будущим специалистам разрабатывать алгоритмы машинного обучения, проводить оценку рисков и строить модели — основу любых технологий, в том числе искусственного интеллекта и нейросетей.
В финал состязаний от каждого города участника выйдет одна команда, а абсолютные победители получат денежный приз и гранты на поступление в STEM-университет. При этом победа — не главная мотивация. Студенты с интересом разбирают задачи, учатся работать в команде и находить нестандартные решения в разных областях.
Например, на втором курсе магистратуры ЦУ предполагается разделение на три трека:
- продакт-менеджмент,
- аналитика,
- машинное обучение.
Один из студентов, Николай Романцев, все еще учится на последнем курсе бакалавриата на программной инженерии в другом вузе и совмещает учебу с магистратурой в ЦУ.
«У меня были четкие планы изучить ML (ML-разработчики работают с машинным обучением и обучают искусственный интеллект с помощью наборов данных и алгоритмов). Вариантов было не так много, но больше всего расстраивало то, что все доступные программы предлагали только теоретические знания. И потом я узнал про STEM-университет, где была возможность учиться на бакалавриате, при этом совмещать с магистратурой и практиковаться на реальных бизнес-кейсах», – делится Николай.
Математика для школьной души
Университеты работают не только со студентами, но и с учащимися школ, чтобы показать, как их знания могут быть применены в реальной жизни.
Математическая регата для учащихся 10-х классов — еще один вектор популяризации математики, объединяющий школьников и учителей. Для участия собрались 280 школьников и около 30 жюри-математиков. В формате командной игры учащиеся решали задачи на комбинаторику, алгебру и геометрию. В отличие от многих олимпиад, Математическая регата — это не соревнования за получение баллов и кредитов для поступления, а учебное мероприятие. Здесь не страшно проиграть и почетно выиграть: за несколько часов школьники решают 15 задач и сразу видят результат своей работы.
По словам учителя математики школы №2101 Дмитрия Чумаченко, сегодня школьную программу в 95% случаях определяет экзамен: «К сожалению, выпускные классы превратились в подготовку к ЕГЭ, последние полгода мы не учим математику, мы готовим к экзаменам».
Однако подход к поступлению продолжает меняться и совершенствоваться: во время обращения Федеральному собранию Владимир Путин предложил дать возможность выпускникам пересдавать ЕГЭ по одному из предметов перед подачей документов в вуз. Тренды поступления трансформируются: например, STEM-университет также полагается не только на показатель ЕГЭ, но и учитывает академические достижения школьников, участие в профильных олимпиадах.
Учащиеся сами совершенствуют систему образования
Центральный университет, в первую очередь, направлен на формирование будущей элиты ИТ-отрасли — не только разработчиков и программистов, но и тех, кто будет заниматься бизнес-процессами в ИТ.
«Одна из главных миссий — подготовить будущий передовой отряд, авангард специалистов в области ИТ-индустрии, который включает в себя разработчиков, аналитиков, AI- и ML-специалистов, а также ИТ-предпринимателей, руководителей и менеджеров», — добавляет Евгений Ивашкевич.
Для школьников, которым интересны бизнес-специальности, Центральный университет совместно с ВШМ СПбГУ проводит всероссийский кейс-чемпионат DEADLINE. Участникам предстоит решить реальную бизнес-задачу. Кто, как не школьники и студенты, видят главные пробелы и недочеты в системе образования: условия постоянно меняются, внедряются новые технологии, включая искусственный интеллект, а программа остается прежней и «тормозит» процессы обучения.
Кейс-чемпионат DEADLINE направлен на решение этой проблемы: в ходе соревнований учащиеся 10-х и 11-х классов смогут предложить идеи применения искусственного интеллекта в образовании. Лучшее решение внедрят в учебный процесс, а победители и призеры получат грант на обучение в STEM-вузе.
Участники научатся работать в команде, предлагать и аргументировать нестандартные решения, а также профессионально «упаковывать свои бизнес-идеи. При этом специальных знаний для участия не требуется: важна заинтересованность в бизнес-процессах и развитии искусственного интеллекта в образовании и смежных отраслях.
Регистрация на кейс-чемпионат «DEADLINE» будет открыта до 14 марта.