Бог, супергерой или искусственный интеллект: кто сегодня стоит на страже человечества и создает новую мораль
Художники чувствуют, что искусственный интеллект уже рядом и претендует на роль творца?
Мне очень нравится фраза немецкого архитектора и основателя немецкого Баухауса Вальтера Гропиуса: «Мы слишком сильно уверовали в преимущества интеллектуального обучения. Искусство, этот продукт человеческой страсти и вдохновения, превосходит границы логики и рассудка».
У человека есть душа, сердце, талант — этого искусственный интеллект пока не нарастил, и вряд ли сможет. Но жить во время великих перемен крайне интересно. И ведь чем сильнее перемены, тем больше возможностей для роста.
Статистика говорит, что в эпоху перемен возрастает востребованность астрологов, тарологов, аналитиков. Человеку с душой и сердцем может быть страшно от неопределенности?
А еще люди часто обращаются к истории, чтобы хоть как-то спрогнозировать будущее. Но если статистика не всегда объективна, а историю можно переписать, то художники, писатели и прочие люди искусства всегда остаются зеркалом современности.
Художник — своего рода алхимический котел, который превращает суровый свинец повседневности в золото, ведь его задача даже в самые темные времена создавать гармоничный образ эпохи. Так, оглянувшись назад и окунувшись именно в культурный код прошлых веков, можно не только скорректировать исторические познания, но и спрогнозировать возможные перемены.
На что похож современный мир?
Проведем простую параллель, или представим спираль, витки которой хоть и находятся на разных исторических отрезках, но по законам мироздания всегда повторяются.
Возьмем эпоху Древнего Рима. Империя была тесно связана с Древней Грецией и во многом копировала ее, поэтому рассматривать их в отрыве друг от друга не получится — картина будет неполной. Древнеримская культура базировалась в первую очередь, на ораторском искусстве и риторике: их преподавали в школе (в том числе учителями были актеры), политическая деятельность была невозможна без харизмы и ораторского мастерства. Именно умение облекать свои рассуждения в пространные и впечатляющие речи служило главным инструментом философов — самых значимых фигур того времени, чьи имена почитаемы до сих пор.
Конечно, нельзя не сказать и о римском пантеоне, действительно превратившемся со временем в «храм всех богов». Вместе с завоеванием земель росло и количество древнеримских «небожителей», что, безусловно, раскачивало духовные скрепы империи. В какой-то момент пантеон включал в себя богов почти всех народов Северной Африки, Европы и других государств, никоим образом не относящихся к римской мифологии. Финал истории Римской Империи всем хорошо известен: она пала под натиском варваров.
Сейчас происходит то же самое?
Если мы переместимся в современность, то увидим поколение «Marvel». На рубеже XX и XXI веков комиксы стали самым популярным отображением не только массовой культуры, но и современных реалий. Но в то же время в культе «Marvel» последних десятилетий можно заметить отголоски древнеримской культуры.
Супергерои — своего рода последователи полубогов, которые в трудную минуту спасут человечество и удержат небо на плечах. Сейчас супергерои стали ближе к народу, чем их предшественники — полубоги: дружелюбный сосед Человек-паук, простой солдат времен Второй мировой Капитан Америка, виртуозный лучник без суперспособностей Соколиный глаз... В то же время вселенная комиксов вплетает в себя чужих богов и героев: Тор, Локи и Один из скандинавской мифологии, маги в образах Алой Ведьмы и Доктора Стренджа и даже выдуманное государство Ваканда со своим строем, близким к жизнеустройству африканским племенам.
Разве это плохо?
Все это выходит за рамки просто развлекательного контента. Маскулинность и сила в переплетении с ораторским мастерством возносит людей в глазах общества и выводит их в высшие слои элиты. Так, спортсмены и актеры становятся политиками. А так как именно культура лучше всего передает особенности эпохи, то в героях «Marvel» мы можем видеть себя — гиперболизированных и идеальных, но себя.
Пафосные речи о спасении мира воплощаются в культ. Умение красиво и убедительно говорить уже не относится лишь к судебным делам и философским спорам, оно продает все — от произведений искусства до «марафонов желаний». Коучи, блогеры, «проповедующие» сторителлинг, — вот новые древнеримские ораторы, с поправкой на скорость жизни и общедоступность любой информации.
То есть, если проводить параллель с Древним Римом, то супергерои и ораторы приведут нас к гибели?
Римская Империя исчезла, но культурный код — остался. Однажды, гуляя по Лувру, я наблюдал занятный момент. Мальчик, увидев статую Посейдона, спросил у мамы, почему здесь стоит реклама Аквамена. Сегодняшнее искусство будет рассказывать будущим поколениям о наших реалиях куда объемнее, чем летописи истории.
Еще Гиппократ это заметил. Vita brevis ars longa, или «Жизнь коротка, искусство вечно». Верно?
Да, он был прав. Сегодня мы видим, что тот самый культурный код великой Римской империи передает нам важное послание: вседозволенность, размытие духовных и моральных принципов приводят к краху даже самой мощной и развитой цивилизации.
Как только западный мир стал отказываться от христианства как основы культуры в пользу «хлеба и зрелищ», эпоха оказалась на краю пути. Мы, сегодняшние, находимся в самом центре подобного исторического перелома, и вопрос лишь в том, кто создаст духовность нового времени: человек или искусственный интеллект. Лично я верю, пусть немного по-детски, в человечество.