Почему мы не может вспомнить, как сказали первое слово?
Когда человек пытается отыскать в памяти свои первые воспоминания, он рассказывает о своем первом дне в детском саду, о первой обиде, о дне рождения младшего брата или сестры...
Несмотря на значительные различия в деталях, у этих воспоминаний есть несколько общих черт: все они автобиографичны. Это воспоминания о значительных событиях в жизни человека, и, как правило, они происходили не раньше 2-3 лет.
Да, большинство людей не могут вспомнить события первых лет своей жизни. Этот феномен исследователи назвали «детской амнезией». Но почему мы не можем вспомнить то, что происходило с нами во младенчестве? Неужели память начинает работать так поздно? Вот что известно нейробиологам о младенцах и памяти.
Младенцы могут формировать воспоминания
Несмотря на то что до 2-3 лет люди мало что помнят, исследования показывают, что младенцы могут формировать воспоминания — только не о себе. Уже в первые дни жизни младенцы могут вспомнить лицо своей матери и отличить его от лица незнакомого человека. Через несколько месяцев младенцы могут продемонстрировать, что они помнят множество знакомых лиц, улыбаясь тем, кого они видят чаще всего.
На самом деле существует множество различных видов памяти, помимо автобиографической. Существуют семантические воспоминания (это воспоминания о фактах, например, о названиях различных сортов яблок или о столице страны). Существуют также процедурные воспоминания, или воспоминания о том, как выполнить то или иное действие, например, открыть входную дверь или сесть за руль автомобиля.
Исследования, проведенные в лаборатории психолога Каролин Рови-Колье в 1980-1990-х годах, показали, что младенцы могут формировать некоторые из этих видов памяти с самого раннего возраста. Конечно, младенцы не могут точно сказать, что они помнят. Поэтому ключевым моментом в исследованиях Рови-Колье была разработка задачи, учитывающей изменение поведения и способностей младенцев, для оценки их памяти.
В варианте для младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев исследователи кладут ребенка в кроватку с подвешенным сверху мобилем. Сначала они измеряют, как сильно ребенок двигает ножками, чтобы получить представление о его естественной склонности к движению. Затем к концу мобиля привязывают веревку от ноги ребенка, чтобы при каждом толчке мобиль двигался. Младенцы быстро понимают, что они контролируют ситуацию: им нравится видеть, как движется мобиль, и поэтому они бьют ногами чаще, чем до того, как веревочка была привязана к их ноге: младенец уже знает, что, двигая ножкой, он заставляет мобиль двигаться.
Вариант для детей в возрасте от 6 до 18 месяцев аналогичен. Но в этом возрасте ребенок сидит на коленях у родителей, держа руки на рычаге, который заставляет поезд двигаться по рельсам. Сначала рычаг не работает, и экспериментаторы измеряют естественные движения. Затем они включают рычаг. Теперь каждый раз, когда ребенок нажимает на него, поезд движется. Младенцы быстро осваивают игру и значительно чаще нажимают на рычаг, когда он заставляет поезд двигаться.
Как это связано с памятью? Самое интересное в этом исследовании заключается в том, что после обучения младенцев одной из этих задач в течение нескольких дней Рови-Коллиер позже проверил, запомнили ли они ее. Когда младенцы возвращались в лабораторию, исследователи просто показывали им мобиль или поезд и измеряли, продолжают ли они интенсивно дрыгать ножкой или нажимать на рычаг.
Используя этот метод, Рови-Колье и его коллеги обнаружили, что в возрасте 6 месяцев, если младенцев тренировать в течение одной минуты, они могут вспомнить событие уже через день. Чем старше были младенцы, тем дольше они сохраняли воспоминание. Рови-Колье также обнаружила, что младенцев можно заставить дольше помнить события, если тренировать их в течение более длительного времени и давать им напоминания — например, показывать им, как мобиль двигается сам по себе.
Почему не возникают автобиографические воспоминания?
Если младенцы способны формировать воспоминания уже в первые месяцы жизни, то почему люди не помнят события, относящиеся к этому раннему периоду жизни? До сих пор неясно, происходит ли детская амнезия потому, что мы не можем сформировать автобиографические воспоминания, или же мы просто не можем их восстановить. Никто точно не знает, что происходит, но у ученых есть несколько предположений.
Во-первых, автобиографические воспоминания требуют наличия чувства собственного «я». Необходимо уметь осмысливать свое поведение с учетом того, как оно соотносится с другими людьми. То есть нужно уметь отделять себя от окружающего мира. В прошлом исследователи проверяли эту способность с помощью так называемого «теста с румянами". На нос младенца наносят пятно красной помады или румян и ставят его перед зеркалом. Младенцы младше 18 месяцев просто улыбаются милому ребенку в отражении, не показывая никаких признаков того, что они узнали себя или удивлены красным пятном на своем лице. В возрасте от 18 до 24 месяцев малыши трогают свой нос, даже смущаясь, что говорит о том, что они связывают красную точку в зеркале с собственным лицом — у них есть некоторое чувство собственного "я".
Другое возможное объяснение детской амнезии заключается в том, что у младенцев еще нет языка: он появляется только на втором году жизни, а значит они не могут сформировать рассказ о собственной жизни, который впоследствии можно было бы вспомнить.
Наконец, третий вариант: гиппокамп — область мозга, отвечающая в основном за автобиографическую память, — в младенческом возрасте еще не полностью сформирован.
Ученые продолжают исследовать, как каждый из этих факторов влияет на то, почему мы не можем вспомнить ничего о своей жизни до двух лет.
Наша личность формируется нашей памятью. Но память «просыпается» не сразу. Первые годы жизни практически никто из нас не помнит. Почему? Однозначного ответа нет, но есть несколько гипотез.