Эту экзопланету безжалостно терзает собственная звезда: ад наяву

Молодая звезда с такой яростью хлещет свою дочернюю экзопланету, что время от времени отрывает от нее огромные пласты атмосферы.
Эту экзопланету безжалостно терзает собственная звезда: ад наяву
NASA, ESA, CSA, Joseph Olmsted/STScI

Экзопланета AU Microscopii b (или AU Mic b) вращается вокруг очень молодого красного карлика всего в 32 световых годах от Земли. Системе лишь 23 миллиона лет, она практически младенец (по меркам космоса), и ее дикое поведение дает редкую возможность заглянуть в бурную раннюю жизнь новообразованных планет.

В мире размером с Нептун примечательно то, что атмосферу он теряет нерегулярно. В течение одного оборота вокруг звезды ее оболочку то видно, то она снова пропадает с радаров. И когда ее все же удалось обнаружить, оказалось, что атмосфера словно просачивается перед экзопланетой, а не тянется за ней.

Планета AU Mic b была обнаружена в 2020 году, и уже тогда привлекла интерес ученых. Она немного больше Нептуна, ее масса составляет 20,12 земной массы, а радиус — 4,19 земного. Нептун, для сравнения, весит 17,15 массы Земли, а его радиус в 3,88 раза больше земного. Однако, в отличие от Нептуна, AU Mic b находится очень близко к своей звезде: один оборот составляет всего 8,5 земных дней.

Так может выглядеть планета в относительно спокойные периоды своей жизни

Эта близость дает экзопланете место в первом ряду, когда речь заходит о буйствах светила. Молодые звезды гораздо более активны, чем старые, но даже дряхлеющие красные карлики активнее прочих сородичей. А юная звезда AU Mic вспыхивает по шесть раз в день — это просто постоянный натиск диких звездных ветров, вспышек и жесткого рентгеновского излучения, которые обрушиваются на планету.

Непонятно, что именно происходит с AU Mic b, но это явно нечто масштабное. Кажется, что все механизмы разрушения атмосферы происходят одновременно, а это значит, что планета станет своего рода полигоном, по которому астрономы смогут вычислять предел выносливости небесных тел в таких жестких условиях.

Утраченная атмосфера планеты скользит впереди нее, а не развевается шлейфом позади

Что касается обнаружения водорода снова и снова, то тут может быть несколько причин. Звездные вспышки могут ионизировать водород, делая его невидимым для наших телескопов. А мощные звездные ветры могли бы направлять его, толкая вперед AU Mic b и не позволяя образовывать более привычный шлейф.