От носа до кишечника: почему микробиом человека так важен для нашего здоровья

Многое было написано и сказано о кишечном микробиоме — сообществе бактерий, вирусов, грибков и архей, обитающих в нашем кишечнике. Но кишечник — не единственное место, где есть микробиом. Рот, нос, кожа, легкие и половые органы имеют собственные микробиомы. И все они играют важную роль в нашем здоровье. Рассказываем о тои, почему и эти сообщества микроогранизмов так важны для нашего здоровья.
От носа до кишечника: почему микробиом человека так важен для нашего здоровья

Оральный микробиом

Возможно, это был первый микробиом человека, обнаруженный учеными. В конце 1600-х годов Антони ван Левенгук, голландский исследователь, соскоблил внутреннюю часть рта и исследовал содержимое под микроскопом. Там он нашел «много очень маленьких, красиво двигающихся существ».

Сегодня мы знаем, что существуют не только «животные», как Ван Левенгук называл бактерии, но также грибы и вирусы. Этот набор микробов, среди прочего, помогает пищеварению, расщепляя сложные углеводы на более простые сахара, чтобы кишечник мог легче их усваивать.

Как и все микробиомы, микробиом полости рта конкурирует с вредными бактериями за ресурсы и пространство. Когда баланс микроорганизмов во рту нарушается, это может привести к кариесу, заболеваниям десен и инфекциям. Хорошая гигиена полости рта и здоровое питание могут гарантировать преобладание хороших микробов.

Носовой микробиом

Двигаясь ниже, мы обнаружим носовой микробиом, который помогает фильтровать и улавливать частицы воздуха, которым мы дышим.

В то время как микробиом носа насчитывает более сотни штаммов бактерий, только от двух до десяти видов составляют 90 процентов микробиома. У этих бактерий симбиотические отношения — ты поможешь мне, а я помогу тебе. Однако дисбаланс микробиома носа может возникать в результате воздействия окружающей среды (например, загрязнения воздуха), генетики или проблем с нашей иммунной системой. Эти дисбалансы связаны с такими состояниями, как хронический синусит, назальная аллергия и повышенный риск респираторных инфекций.

Небольшое исследование, проведенное в Португалии, показало, что у дегустаторов вина меньше носовых бактерий, а их видовое разнообразие ниже, чем у тех, кто не дегустирует вино. Одна из исследователей, Люсия Перес-Пардал, рассказала New Scientist, что молекулы спирта обезвоживают бактерии.

«Они удаляет воду из мембран микробов, и те лопаются. Если вы часто убиваете бактерии, вы не даете им достаточного времени для репопуляции», — отметила микробиолог.

Микробиом кожи

На поверхности и в более глубоких слоях нашей кожи также обитает сложное сообщество микроорганизмов. Микробиом кожи включает бактерии, грибы и вирусы. Эти микроорганизмы играют важную роль в поддержании здоровья нашей кожи и защите от вредных бактерий.

Дисбаланс в микробиоме кожи был связан с кожными заболеваниями, такими как акне, экзема, псориаз и дерматит. Исследование, опубликованное ранее в этом году и еще не прошедшее рецензирование, показало, что два вида бактерий, Cutibacterium acnes и Staphylococcus epidermidis, связаны со снижением уровня коллагена — каркаса, который сохраняет молодость кожи.

Легочный микробиом

Та часть тела, которая долгое время считалась стерильной, также имеет микробиом. Микробиом легких не так разнообразен, как другие биомы, в основном состоящий из бактерий. Считается, что эти бактерии попадают изо рта и носа и попадают в легкие, когда мы вдыхаем небольшое количество оральных и носовых выделений.

Микробиом легких играет роль в иммунных реакциях и здоровье органов дыхания. Нарушения в микробиоме легких могут сделать нас более восприимчивыми к инфекциям и респираторным заболеваниям, таким как астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) и пневмония.

Генитальный микробиом

Двигаясь дальше, мы видим вагинальный микробиом у женщин и микробиом полового члена у мужчин.

У женщин вагинальный микробиом в основном состоит из бактерий, особенно видов Lactobacillus. Этот микробиом помогает поддерживать здоровье влагалища, создавая кислую среду, которая предотвращает рост вредных бактерий и способствует сбалансированному микробному сообществу. Когда вагинальный микробиом выходит из равновесия, это может привести к таким состояниям, как бактериальный вагиноз и дрожжевые инфекции.

Микробиом полового члена у мужчин также способствует здоровью половых органов, хотя он менее изучен. Дисбаланс микробиома полового члена может привести к таким состояниям, как инфекции мочевыводящих путей.

Микробиом кишечника

Микробиом кишечника является одним из самых известных и влиятельных микробиомов в нашем организме. Это обширная коллекция микроорганизмов, включая бактерии, вирусы, грибы и археи.

Микробиом кишечника необходим для пищеварения, обмена веществ и развития нашей иммунной системы. Он помогает расщеплять сложные углеводы, вырабатывает витамины, в том числе витамин К и различные витамины группы В, а также помогает нам усваивать питательные вещества.

Дисбаланс в микробиоме кишечника был связан с такими состояниями, как воспалительные заболевания кишечника, ожирение, диабет 2 типа и психические расстройства, такие как депрессия и тревога.

Существуют различные способы сохранить микробиом кишечника здоровым или сбалансировать его, когда он выходит из строя. К ним относятся прием пробиотиков (полезных бактерий) и пребиотиков (волокон, питающих бактерии). Это также можно сделать с помощью трансплантации фекальной микробиоты (перенос здоровой микробиоты от донора к реципиенту), также известной как трансплантация кала.

Заключение

Биомы в наших телах не являются изолированными образованиями. Они взаимодействуют друг с другом сложным образом. Например, микробиомы полости рта и носа могут влиять на здоровье нашей дыхательной системы. Нарушения в микробиоме кишечника также могут влиять на нашу иммунную систему и на другие биомы. Микробиом кожи может взаимодействовать с микробиомом половых органов и микробами из окружающей среды.

Признание взаимосвязанности этих биомов напоминает нам о том, что наше тело представляет собой целостную экосистему, где дисбаланс в одной области может иметь последствия для всего микробного ландшафта.

Понимание этих взаимодействий открывает перед учеными новые возможности для улучшения здоровья людей.