5 июля 2023 года — самый горячий день в истории. Главные научные новости недели
На этой неделе глобальная температура побила все рекорды. Ученые подчеркивают, что она из главных причин постоянно растущие выбросы парниковых газов, образующихся при сжигании ископаемого топлива. Средняя мировая температура достигла 17℃ в понедельник, что чуть выше предыдущего рекорда в 16,9℃ в августе 2016 года, согласно данным Национального центра прогнозирования окружающей среды. Этот рекорд продержался всего один день. Во вторник средняя температура достигла 17,2℃.
Жара этим летом уже подвергла опасности миллионы людей по всему миру. Китай переживает новую волну жары, температура в Пекине побила рекорды. Экстремальная жара пришла в Индию, тепловой купол накрыл Техас и север Мексики, в Великобритании был зафиксирован самый жаркий июнь за всю историю наблюдений. И, вероятно, это только начало.
Всемирная метеорологическая организация сообщает, что в тропической зоне Тихого океана разворачивается сильное Эль-Ниньо, которое приведет к еще большему повышению температуры. Эль-Ниньо ведет не только к росту температуры, но и к распространению комаров. Они переносят лихорадку Зика и денге. В Перу уже происходит вспышка заболеваемости. Эль-Ниньо повторяется раз в несколько лет, и становится все более опасным на фоне глобального потепления.
В Гималаях и на Тибете тают ледники. Это может лишить питьевой воды 2 миллиарда человек, которые живут по течению азиатских рек. Но таяние ледников может разрушить и сами горы. Геологи показали, что самые высокие горы не столько разрушаются, сколько опадают, вызывая чрезвычайно мощные оползни, которые могут привести к катастрофических последствиям. Ученые описали оползень общим объемом 23 кубических километра, который сошел в районе горы Аннапурна в Непале. Ученые подчеркивают, что таяние горных ледников может привести к тому, что такие оползни участятся.
То, что глобальное потепление — трудная реальность нашего времени, а не выдумка ученых, сегодня твердо установлено. То, что надо сокращать выбросы CO2, тоже ясно. Неясно другое: если мы добьемся углеродной нейтральности и начнем постепенно сокращать объемы углерода в атмосфере, удастся ли нам удержать потепление или уже поздно?