Ученые смогли вырастить в лаборатории крайне опасных улиток, чей яд станет основой для лекарств
По оценкам, существует до 1000 различных видов конусных улиток, каждый из которых имеет свой особый рецепт яда. Каждый тип яда содержит сотни соединений, поэтому неудивительно, что одним лишь этим фактом они представляют огромный интерес для ученых, которые к настоящему времени открыли потенциал обезболивающих средств, регуляции инсулина и многого другого на основе органических ядов.
Успешная технология выращивания конусных улиток в лаборатории обеспечивает более устойчивый способ доступа к их смертельным конотоксинам. Она также позволила исследователям из Университета Квинсленда (UQ) наметить биологические изменения на разных этапах жизни животных, включая состав их сложного яда.
«Молодые улитки-конусы используют коктейль ядов, который отличается от коктейля взрослых особей», — пояснил профессор Ричард Льюиса из Института молекулярной биологии, UQ. — Это богатая и неизученная группа молекул, которую мы теперь можем исследовать в качестве потенциальных продуктов для лекарств».
Моллюск Conus magus далеко не так прост. Помимо соединений, используемых в анальгетиках, ученые обнаружили, что пептиды, вырабатываемые улитками-подростками, могут блокировать никотиновые ацетилхолиновые рецепторы, что может привести к новым методам лечения, помогающим бросить курить.
В то время как улитка способна болезненно ужалить человека, смертельным исходом это не кончится. Взрослые особи ловят рыбу набором паралитических ядовитых пептидов и крючковатым радулярным зубом, который не дает пронзенной рыбе шансов на побег. В молодости они «жалят и выслеживают» многощетинковых червей, и их яд быстро замедляет добычу, поэтому улитки могут пожрать ее без борьбы.
«Они протыкают червя структурой, похожей на гарпун, прежде чем ввести ему яд. Молодая улитка медленно выслеживает червя и всасывает его внутренности как спагетти».