Чем жарче мир — тем больше в нем насилия: ждет ли нас сценарий «Безумного Макса»?

По мере повышения температуры растет и насилие. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи, изучавшие, как древние культуры южно-центральных Анд реагировали на изменение климата около 1000 лет назад. Для нас, жителей XXI века, это может быть важным предостережением.
Чем жарче мир — тем больше в нем насилия: ждет ли нас сценарий «Безумного Макса»?
Depositphotos

Повышение уровня моря. Расширяющаяся тропосфера. Увеличение распространения болезнетворных комаров. Еще более суровые сезоны аллергии и нарушенный режим сна. Как будто нам было не о чем беспокоиться из-за изменения климата, новое исследование Калифорнийского университета в Дэвисе принесло неутешительные результаты. Оказалось, что после изменения климата между 470 и 1500 годами нашей эры, уровень насилия среди обитателей южных и центральных Анд начал возрастать. Если те же закономерности сохранятся и сегодня, когда мир переживает драматические климатические сдвиги, знаменитая франшиза-аунтиутопия «Безумный Макс» вполне может воплотиться в реальном мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы прийти к такому выводу, исследователи Калифорнийского университета в Дэвисе изучили данные анализа 2753 переломов черепа человеческих останков, собранных в 58 археологических раскопках. Затем они использовали ледовую летопись ледника Келькайя, обнаруженную на территории современных Чили, Перу и Боливии, чтобы составить карту того, что происходит с климатом. Они обнаружили, что на каждые 10 см уменьшения ежегодного нарастания льда, вызванного повышением температуры после так называемого средневекового теплого периода, уровень насилия между людьми увеличивается более чем вдвое. Ученые пришли к этому выводу по количеству травм головы, обнаруженных в летописи окаменелостей, — мера, которая часто используется археологами для изучения культурного насилия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что всплеск насилия, который мог быть вызван не только повышением температуры, но и уменьшением количества осадков из-за изменения погодных условий, наблюдался только в общинах, живших в высокогорьях Анд. Та же тенденция не была обнаружена в сообществах, живущих в средних и прибрежных районах, что привело исследователей к предположению, что либо засуха затронула только более высокие районы, либо сообщества, расположенные ниже по горам, нашли мирные решения возникшего кризиса.

«Это несоответствие, вероятно, возникло из-за различных экономических и социально-политических стратегий на разных высотах, — пишут исследователи. — Неудача неорошаемого земледелия в периоды засухи и сопутствующего роспуска части общины, вероятно, предрасполагала население высокогорных районов к социально-экономическому стрессу и жесткой конкуренции за ограниченные ресурсы. И наоборот, разнообразие экономик низменных и средних земель могло смягчить воздействие засухи».