Жизнь Марины Цветаевой — это история не только о талантливой поэтессе, но и о несчастной женщине, которой пришлось столкнуться с множеством трудностей и горестей. Историки до сих пор сомневаются в конкретном ответе на вопрос — «почему повесилась Марина Цветаева?». Однако, если познакомиться с ее нелегкой биографией, все факторы, которые привели женщину к беде, становятся заметны невооруженным глазом.
Нелегкая судьба Марины Цветаевой: почему повесилась великая поэтесса

Причины, по которым поэтесса могла свести счеты с жизнью
Цветаева оказалась в непростой ситуации, лишена привычного социального окружения и поддержки, что сказалось на её эмоциональном состоянии. Причины самоубийства Марины Цветаевой сложно однозначно определить, так как это многоаспектный вопрос. Одним из факторов были трудности и лишения, связанные с жизнью в эмиграции. Также играло роль непризнание и критика со стороны литературной среды. Цветаева была неоднозначной и не всегда понимаемой поэтессой. Некоторые её работы вызывали смешанные отзывы и даже отрицательную реакцию критиков, что могло сильно повлиять на её самооценку и эмоциональное состояние.
С момента возвращения из эмиграции и до своей смерти Марина Цветаева прожила в СССР два года. За это время формально она не подвергалась гонениям за свою профессиональную деятельность. Поэтессу просто-напросто отказывались публиковать, как сказали бы сегодня, — Цветаеву в Союзе «отменяли». Попытку вступить в борьбу с этими условиями женщина предприняла лишь один раз, попробовав издать свой сборник стихов. В выпуске книги было отказано еще на этапе внутренней цензуры Гослитиздата. Вот, что писал в отзыве на сборник советский литературный критик Корнелий Зелинский:
Однако отказы в публикациях были не единственной проблемой — поэтессе также не позволяли делать переводы. Словом, любые пути зарабатывать деньги на интеллектуальном литературном труде стали для Марины Ивановны искусственно закрыты. Все, что оставалось поэтессе, — перебиваться случайными заработками, денег с которых, конечно, не хватало на нормальную жизнь.
Также следует отметить, что в личной жизни Цветаевой были сложности и потери. Её семья столкнулась с трудностями во время революции и Гражданской войны — в результате Марина потеряла близких родственников. Возможно, эти тяжёлые утраты также оказали влияние на её психическое состояние.
Во время Гражданской войны Марина Ивановна жила в Москве одна — без каких-либо вестей от своего мужа. В тот же период, в 1920-м году, у женщины произошло страшное горе — от голода умерла младшая дочь поэтессы. Трагедию Цветаева переживала одна, без поддержки супруга, — первое сообщение от него она получила только в 1921 году, когда Сергей Яковлевич Эфрон сообщил ей, что осел в Берлине, и пригласил ее переехать к нему вместе с детьми.

Позже, когда мужчина поступил на бесплатное место для российских беженцев в Пражский университет, семья переехала в новую страну вместе с ним. Жить в столице Чехии Цветаевой и Эфрону было практически не на что, поэтому несколько лет они перебивались в «областных» деревнях. Осенью 1937 года Эфрон принял участие в операции по устранению советского агента-невозвращенца, после чего мужчине с семьей позволили вернуться в Москву.
С того момента Марина осталась жить одна с 14-летним сыном Георгием. Еще до переезда в Елабугу жизнь поэтессы была отнюдь не спокойной — женщина с сыном-подростком перебивались по квартирам и дачам родственников и знакомых.
Отдельной тяготой была полная неизвестность, в которой жила Марина Цветаева. Несмотря на все попытки добиться свиданий с осужденными родственниками, в встречах женщине было отказано.
За год до смерти поэтесса писала в своих дневниках:
Жизнь Марины Цветаевой в Елабуге
Когда в стране началась война, Марина Цветаева вместе с сыном жила в Москве. В августе 1941 года, в самый разгар наступления фашистов на столицу, женщина и другие писатели эвакуировались в волжский город Елабуга. Именно там поэтесса провела последние недели своей жизни.
Изначально Марина Цветаева рассчитывала, что сможет попасть в Чистополь — там у нее были знакомства и связи, которые могли бы помочь женщине найти работу. Однако к тому времени город уже был слишком перенаселен, поэтому попасть поэтесса с ребенком смогла только в Елабугу.
Очевидцы, которые плыли с Цветаевой на одном теплоходе, рассказывали, что уже в тот момент женщина выглядела измученной, отчаянной, совершенно бледной и исхудавшей. В Елабугу поэтесса ехала уже с огромной тяжестью на душе, которая только приумножилась в месте, где ей не нашлось поддержки.
Вместе с сыном Георгием, которого Марина ласково называла Мур, они приплыли к берегам Елабуги 18 августа 1941 года. На следующий вечер 16-летний юноша написал в своем дневнике: «Елабуга похожа на сонную деревню». Такое описание откликалось и его матери: Цветаева не принимала этот город, а город — отвергал ее.

Поселиться женщине с подростком удалось в библиотечном техникуме — там же стали жить и несколько других семей литераторов. С первых часов пребывания в городе Цветаева начала искать работу, причем она была готова согласиться совершенно на любой оплачиваемый труд. Однако по Елабуге уже разошлись сплетни о том, что в город приплыла поэтесса-белоэмигрантка, а потому — устраивать ее к себе никто не горел желанием.
Найти работу в Елабуге поэтессе так и не удалось, поэтому Цветаева продолжала думать о том, чтобы каким-то образом все же перебраться в тот самый Чистополь. Женщина подала заявление на работу посудомойкой в столовую Литфонда, которая должна была вот-вот открыться в этом городе.
Ожидая ответа из Чистополя, Цветаева с сыном продолжали жить в Елабуге. Вскоре из библиотечного техникума они переселились в дом на улице Ворошилова. Это было первое место, куда привезли женщину с сыном — выбирать было не из чего и некогда. Кроме того, отчаявшаяся поэтесса искала «знаки судьбы» абсолютно во всем. Так, дом находился на улице, которая до революции называлась Малой Покровской, а в Москве поэтесса жила на Покровском бульваре. Также — хозяйку дома звали Анастасия Ивановна, такое же имя и отчество были у сестры Цветаевой. Именно поэтому, зайдя в дом, поэтесса селла на небольшой диванчик и сказала, что остается тут жить.
Ничем не примечательный и не особо комфортный дом стал последним пристанищем поэтессы. Именно в этом месте, в сенях на балке, 31 августа 1941 года Марина Цветаева и свела счеты с жизнью. Первой ее увидела хозяйка жилища, Анастасия Ивановна. Сын поэтессы, Георгий, в день смерти матери в своем дневнике ничего не написал. Первая заметка появилась только 5 сентября и выглядела она так:
Где похоронили Марину Цветаеву
Марина Цветаева была похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском (Старорусском) кладбище. Где именно находится ее могила — до сих пор наверняка неизвестно, установить удалось лишь примерный участок кладбища. Вместе с этим неизвестно и то, где похоронены муж и сын поэтессы.
Благодаря сохранившимся воспоминаниям жителей Елабуги историкам удалось узнать, что людей, привезенных в город в рамках эвакуации, хоронихи отдельно от жителей города. Перевезенным погибшим была выделена южная часть кладбища.
Когда сестра поэтессы, Анастасия Ивановна Цветаева, смогла приехать на кладбище в 1960 году, она заметила в южной его части сдвоенную сосну. Никаких доказательств, что могила Марины Цветаевой находится именно рядом с деревом, нет, однако родственница поэтессы решила установить мемориал именно там, увидев в сосне некоторый символизм. На металлическом кресте Анастасия Цветаева сделала надпись: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Цветаева». В 1970-м году крест заменили на полноценное гранитное надгробие.
Перед тем как женщину положили в могилу, при ней нашли маленький блокнот и карандаш — вещицы, с которыми поэтесса никогда не расставалась во время жизни. Сейчас эта записная книжка — самый ценный экспонат в Доме памяти М. И. Цветаевой в Елабуге.