Биолог изучает вымирание паровозов, чтобы решить загадку исчезновения динозавров
Это утверждает статья Брюса Либермана, профессора экологии и эволюционной биологии и старшего куратора палеонтологии беспозвоночных в Институте биоразнообразия и Музее естественной истории Университета Калифорнии, и его соавтора Люка Строца, постдокторанта Северо-Западного университета в Сиане, Китай.
В природе есть несколько примеров массового вымирания видов, но конкуренция видов была причиной не во всех из них. Так, трилобитов вытеснили ракообразные, а брахиоподов — моллюски. Палеонтологи долго считали, что нелетающие динозавры тоже не выдержали соперничества с млекопитающими, но позднее склонились к мнению, что причиной стало падение гигантского метеорита. Как более крупные животные, динозавры оказались более уязвимы к последовавшим изменениям в окружающей среде.
Изучая «вымершие» технологии, исследователи надеются выявить чёткие признаки, по которым можно было бы, изучая окаменелости, отличать один сценарий вымирания от другого. И остановились на паровозах по двум причинам:
- паровозы полностью исчезли, не выдержав конкуренции с тепловозами и электровозами,
- существует обширная «летопись окаменелостей» паровозов, включая данные, свидетельствующие об их вымирании, в Locobase — обширной базе данных паровозов, доступной через steamlocomotive.com.
Что случилось с паровозами
Изучая Locobase, исследователи обнаружили, что эволюция паровозов и освоение новых ниш резко ускорились в тот период, когда тепловозы и электровозы начали отнимать у них одну нишу за другой. Паровые двигатели могут быть довольно эффективны в утилизации энергии сгорания топлива, но они проигрывают электромоторам и ДВС по развиваемой тяге — ключевому параметру для локомотивов. Конкурировать на равных они не могли, поэтому производители стали создавать специализированные паровые локомотивы для таких применений, где другие типы двигателей работать не могли. Таких ниш становилось всё меньше и наступил момент, когда производить их совсем потеряло смысл.