Археологи выяснили, когда человек стал ездить верхом на лошади: древнейшие свидетельства
«Похоже, что верховая езда возникла вскоре после предполагаемого одомашнивания лошадей в западно-евразийских степях в четвертом тысячелетии до нашей эры, — объяснил археолог Фолькер Хейд из Хельсинкского университета в Финляндии. — Это явление уже было довольно распространено среди представителей ямной культуры между 3000 и 2500 годами до нашей эры».
Найти доказательства верховой езды в древних культурах может быть немного сложнее, чем вы думаете. Некоторые, как древние греки и египтяне, оставили памятники искусства, изображающее всадников на лошадях; в стоянках и поселениях более ранних культур, чье творчество не было столь долговечным, часто находят кости лошадей — но этого мало, чтобы сделать конкретные выводы. Предыдущие исследования обнаружили, например, следы лошадиного молока на черепках глиняной посуды и его же пептиды в зубном налете на зубах ямнайцев, так что вполне возможно, что лошадей держали только в качестве мясного и молочного скота.
Однако отсутствие снаряжения для верховой езды также не может служить доказательством того, что люди не ездили на лошадях, поскольку ездить на лошади можно и без седла, а сами инструменты скорее всего были изготовлены из кожи и просто разложились за тысячи лет.
Секрет курганов
Ямная культура названа так в честь специфического явления: ям, известных как курганы, в которых хоронили мертвых. И в этих курганах археологи отыскали множество скелетов в хорошей сохранности. Практика ямной смерти позволила ученым больше узнать о том, как жили люди древности.
Именно так группа ученых во главе с биоантропологом Мартином Траутманном из Хельсинкского университета стремилась исследовать свидетельства верховой езды у представителей ямной культуры. Но сначала им нужно было выяснить, как могут выглядеть эти доказательства.
«Диагностика моделей активности в человеческих скелетах не является однозначной, — объяснил Траутманн. — Не существует отдельных черт, указывающих на определенную профессию или поведение. Только в их сочетании, в виде синдрома, симптомы дают надежную информацию для понимания привычных действий в прошлом».
Исследователи разработали шесть наборов критериев, которые в совокупности можно рассматривать как свидетельство верховой езды. К ним относятся паттерны стресса в местах прикрепления мышц таза и бедренной кости; специфические изменения формы тазобедренных суставов; следы, вызванные давлением тазобедренного сустава на головку бедренной кости; форма и диаметр диафиза бедренной кости; износ позвонков, вызванный многократным ударным сдавливанием; и любая травма, связанная с падением, ударом или укусом лошади.
Они тщательно изучили 217 скелетов из 39 мест. Было обнаружено, что обладатели 24 из скелетов ямной культуры с высокой долей вероятности практиковали верховую езду. По словам исследователей, одно из этих двух ранних захоронений было чрезвычайно интересным, предполагая, что методология команды может иметь более широкое применение.
«Мы давно подозревали, что в могиле, датированной около 4300 г. до н.э. в Чонград-Кеттошаломе в Венгрии, судя по ее позе и артефактам захороненного в ней человека, лежит мигрант из степей. Неожиданно мы обнаружили на останках четыре из шести патологий верховой езды, что, возможно, указывает на то, что верховая езда была распространена за тысячу лет до ямной культуры», — говорится в сообщении антрополога Дэвид Энтони из Хартвикского колледжа.
«Единственный случай не может служить основанием для твердого вывода, но в неолитических могильниках этой эпохи в степях останки лошадей иногда помещали в человеческие могилы вместе с могилами крупного рогатого скота и овец, а каменные булавы вырезали в форме лошадиных голов. Нам нужно применить этот метод к еще более старым коллекциям находок», — добавил он.