Люди тратят 12 лет своей жизни на улучшение внешности, показало исследование
Люди всегда ценили красоту. На протяжении всей истории мы делали все возможное, чтобы улучшить нашу внешность. Известно, что ранние Homo sapiens использовали пигмент для украшения своего тела, а древние цивилизации широко использовали косметику, богато украшенную одежду и украшения. По мнению некоторых ученых, наша тенденция к улучшению внешнего вида могла возникнуть из-за поведения приматов по уходу за собой.
Сколько времени мы тратим на улучшение внешности?
Международная группа ученых, в том числе исследователи из НИУ ВШЭ, проверили ряд теорий, чтобы определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на такое поведение. Авторы опросили более 93 000 человек в 93 странах о том, сколько времени они тратят каждый день на улучшение своей внешности. На сегодняшний день это крупнейшее исследование в области эволюционной психологии.
Согласно эволюционной гипотезе, люди хотят хорошо выглядеть, чтобы повысить свои шансы найти подходящего партнера. Опрос показал, что и мужчины, и женщины тратят в среднем около четырех часов в день на поведение, направленное на повышение их физической привлекательности. В дополнение к нанесению макияжа, уходу за волосами и выбору одежды, такое поведение включает в себя заботу о гигиене тела, физические упражнения или соблюдение определенной диеты с целью улучшения внешнего вида (в отличие, например, от заботы о своем здоровье).
Также было обнаружено, что пожилые люди тратят примерно столько же времени, сколько молодые, на повышение своей привлекательности. Люди в ранних романтических отношениях, как правило, тратят больше времени на улучшение своей внешности по сравнению с теми, кто состоит в браке или встречается с партнером уже долгое время.
Гипотеза о патогенных заболеваниях подтвердилась лишь частично. Люди с серьезными патогенными заболеваниями в анамнезе, как правило, тратили больше времени на улучшение своей внешности, например, нанося макияж, чтобы скрыть следы болезни, но не было обнаружено никакой связи между инвестициями в красоту и проживанием в стране, где встречаются определенные патогенные микроорганизмы. Причиной может быть улучшение здравоохранения даже в более бедных странах, которые в прошлом боролись с тяжелыми инфекциями.
Как и ожидалось, женщины из стран с выраженным гендерным неравенством, как правило, вкладывают больше времени и усилий в свою красоту, чем женщины в странах, где есть гендерное равенство. То же самое верно для стран и культур с традиционным отношением к гендерным ролям.