Гедонизм: смысл жизни или простое потребительство
Что означает термин «гедонизм»
Слово гедонизм с древнегреческого языка переводится как «удовольствие, наслаждение», и это полностью объясняет суть достаточно сложного философского понятия. Учение гедонизма предполагает, что высшим благом и даже смыслом жизни является удовольствие. Оно представляется, как главная ценность бытия, все остальное — лишь инструмент, способ достичь наслаждения.
Достаточно часто философию гедонизма отождествляют с идеями утилитаризма, но они далеко не равнозначны. Приверженцы утилитарного течения находят моральную ценность поступков в принесенной ими пользе. А под пользой понимается ощущение счастья, удовлетворения. Причем это счастье в той или иной степени должны испытывать все участники процесса, на которых мог повлиять один поступок. Если говорить простым языком — утилитаризм пропагандирует счастье для всех, а наивысшее его проявление заключается в осчастливливании как можно большего количества людей. Ну и себя, конечно, тоже. То есть, важен результат — все счастливы. Утилитаризм — это полноценная моральная система, затрагивающая все общество в целом.
А что такое гедонизм простыми словами? Это стремление любыми путями получить свою порцию наслаждения. Здесь не идет речь о коллективном удовольствии, и даже нет попыток трактовать само понятие «счастье». Гедонисты просто хотят, чтоб им было побольше «хорошо» и поменьше «плохо», а как это влияет на окружающих — дело второстепенное. Но это совершенно не значит, что все люди, живущие по принципу гедонизма, эгоистичны — среди них могут быть и альтруисты. У них вполне может иметься потребность осчастливить других, но о себе гедонисты думают в первую очередь.
Отличается гедонизм и от эвдемонизма, хотя эти понятия тоже близки по сути. Эвдемонизм — это стремление к счастью, оправдывающее любые способы его достижения. Что бы ни сделал человек, любой поступок его оправдывается, если он в итоге ощутил блаженство. «Счастье ради счастья» — вот девиз эвдемонистов. Это учение можно сравнить с буддизмом и его высшей задачей — достижением нирваны.
Ценности гедонизма — в чем смысл
С философской точки зрения, глобальной задачей гедониста является даже не получение удовольствия и радости, а избегание боли. Именно боль, физическая и психологическая, мешает наслаждаться жизнью, приносит страдания, тогда как каждый человек стремится к наслаждению. Согласно учению гедонизма, существует лишь жизнь земная, нет никаких загробных миров. Все это противоречит главным идеям христианства и ислама, служит призывом к получению удовольствий от жизни в настоящем, а не в будущем.
Каждый человек имеет право на счастье — в этом суть гедонизма. Нет правильных и неправильных путей получить заветное удовольствие, как и нет стремления к личному благосостоянию в противовес общественному. Все это весьма неоднозначно с этической и моральной точки зрения, ведь грань между личным наслаждением и общественным дискомфортом слишком тонка — очень легко причинить боль другим, пытаясь получить удовольствие для себя. Но если получится поделиться счастьем, гедонист совсем не будет против.
Кто эти люди — гедонисты
Гедонизм тесно связан с эпикуризмом — этическим течением III века до нашей эры, основоположником которого был греческий философ Эпикур. Основные идеи обоих учений можно представить четырьмя тезисами:
- Человек разумный может осмыслить реальность.
- В реальности есть место счастью.
- Счастье — есть отсутствие боли и тревоги перед неизбежным.
- Для достижения счастья человеку нужен лишь он сам.
Получается, что никакие богатства, чины и положение в обществе не являются залогом счастливой жизни. Удовольствие лишь в субъективном восприятии. Ну и в отсутствии своего антагониста — страдания. Выходит, что все люди на планете — гедонисты. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. А счастье — это, по большому счету, не физическое удовольствие, а состояние безмятежности и покоя.
История термина гедонизм
Такое направление, как гедонизм, основал древнегреческий философ Аристипп еще в IV веке до нашей эры. Он был учеником Сократа, который всегда проповедовал жизнь, исполненную познания, и в этом находил ее смысл. В отличие от учителя, Аристипп очень любил удовольствия, как физические, так и духовные, и ставил их во главу угла, провозглашая наслаждение движущей силой жизни, а физическое процветание — высшим благом.
Последователей Аристиппа стали называть киренаиками (от названия города, откуда был родом философ, — Кирены). По их мнению, у человеческой души может быть два состояния: удовольствие и страдание. Отсутствие и того, и другого ученики школы гедонизма считали застоем. Как известно, физическая боль сильнее психологической, как и удовольствия тела превосходят по силе душевные. Поэтому и стремились гедонисты, прежде всего, к наслаждению физическому. Но подчеркивали, что человек должен управлять своими удовольствиями, а не наоборот. Кто становился жертвой своих желаний, считался недостойным уважения.
История гедонистических учений
Согласно Эпикуру, все удовольствия можно разделить на три категории:
- Необходимые для жизни. Такие как еда, вода, сон, тепло (одежда, крыша над головой). Их отсутствие доставляет человеку физические страдания, а их задача — закрыть естественные потребности.
- Естественные, но не необходимые. Сюда, с точки зрения гедонизма и эпикуризма, относятся секс и любовь, а еще те же самые необходимые для жизни удовольствия, но в чрезмерном объеме. Это когда человек предпочитает необычную пищу, одевается в удобную и красивую одежду, пьет колу вместо воды, а жить выбирает в роскошном дворце.
- Неестественные и не необходимые. Это те наслаждения, без которых человек проживет даже лучше, чем с ними, но все равно стремится их заполучить. Согласно Эпикуру, это удовлетворение собственного эго тщеславием, богатством, почетом.
Даже удовольствия из второй категории способны причинить человеку страдания, а третьи — и вовсе практически никогда не дают гедонисту длительного ощущения счастья. Страдания часто становятся физическими: болезни от неправильной еды, избытка сна, употребления алкоголя. Но и душа может болеть не меньше: чего только стоит несчастная любовь! От избытка удовольствий приходит зависть, ревность, жадность — эти чувства никого еще не сделали счастливыми.
Намного позже времен Эпикура другой философ Генри Сиджвик предложил разделить понятие гедонизма на две группы:
- этический гедонизм — идея о том, что каждый человек должен стремиться к удовольствию (собственному или всеобщему);
- психологический гедонизм подразумевает желание любого человека испытать счастье, которое заложено с рождения.
То есть, этика гедонизма заключается в слове «должен», а психология — в слове «желает».
Современные представители гедонизма
Всего через пару лет после опытов на мозге мышей и обнаружения в нем центров удовольствия ученые связали работу этих центров с нейромедиаторами, такими как дофамин, норадреналин и серотонин. После попыток стимулировать те же зоны у людей стало понятно, что нейромедиаторы не столько дают ощущение счастья, сколько его «обещают». И человек, в отличие от мыши, не увлекается стимуляцией центров удовольствия так, что забывает есть и пить. Ему приятно, конечно, но очень быстро этого становится мало — хочется еще больше удовольствия, а его нет. По сей день науке неизвестно, что именно дарит людям счастье, как этот процесс протекает на физиологическом уровне.
Современный человек, исповедующий гедонизм, стремится от жизни получать все самое лучшее: он окружает себя красивыми вещами, покупает модную одежду, ест вкусную еду, любит свое тело и заботится о нем. Но делает он это не потому, что любит комфорт и хочет взять свою порцию счастья от роскоши и удобства. Истинное удовольствие гедонисту доставляет чувство обладания, он — яркий представитель поколения потребителей. Приятные эмоции гедонист-потребитель получает, даже просматривая красивые картинки в соцсетях, прогуливаясь между ярких витрин, отведав роллы в модном ресторане. Выходит, что как и любой дофаминовый стимулятор (будь то наркотик или шоколад), гедонизм вызывает зависимость — удовольствия никогда не бывает много. Это не хорошо и не плохо, если в меру.
Польза здорового гедонизма
Гедонистическая жизнь, как сознательный выбор, имеет ряд плюсов. Человек приходит к осознанности, учится фиксироваться на положительных моментах, не зацикливается на негативе. Именно о таких людях сегодня принято говорить «живут в моменте»: они берут от жизни все, развиваются, учатся, отдыхают, зарабатывают деньги — делают это так, чтобы получить наслаждение. Еще такой пример идей гедонизма: сейчас люди все больше внимания уделяют собственному здоровью, состоянию тела, правильному питанию. Ведь все это способствует улучшению здоровья, значит, в перспективе оградит от физической боли — а это близко культуре гедонизма.
Последствия чрезмерного гедонизма
Человек легко подсаживается на наркотики, потому что те могут имитировать действие нейростимуляторов. В попытках получить дофаминовое удовольствие наркоманы вынуждены каждый раз увеличивать дозу, потому что со временем ощущения теряют свою яркость, уровень наслаждения снижается. В итоге все, что дает наркотик, — это избавление от физических страданий, вызванных ломкой.
К подобным последствиям может привести и неуправляемый гедонистический образ жизни. В обществе все более заметны тенденции к нивелированию духовных ценностей. На первый план выходят материальные блага, процветает потребительство. Это опускает человека до уровня животного и в теории называется примитивным гедонизмом.
На физиологическом уровне избыток гормона удовольствия — дофамина — приводит к снижению внимания, рассеянности, невозможности надолго сконцентрироваться на чем-то одном. В свою очередь, в случае нехватки гормона счастья начинается апатия и депрессия, снижается физическая активность. Так что, «все яд, все — лекарство, и то и другое определяет доза». В жизни главное — баланс.