Дислексия: проблема интеллекта или признак творческой личности

Желание хоть как-то выделиться в восьмимиллиардной массе людей вполне понятно. С этой целью человек часто придумывает себе особые привычки: пишет с наклоном в другую сторону или держит ручку не так, как все. А что если это не просто так? Если он не умеет по-другому, но сам этого не осознает? Ведь такие несущественные особенности могут оказаться признаком дислексии, а очень многие живут с этим и не догадываются.
Дислексия: проблема интеллекта или признак творческой личности
freepic
Если вовремя обнаружить дислексию и дисграфию, их можно корректировать. Из статьи вы узнаете, как распознать дислексика, и как с этим жить.
Содержание статьи

Что такое дислексия

Принято считать, что дислексия — это неспособность к чтению, проявляющаяся в том, что ребенок долго не может научиться читать, у него не получается сопоставлять буквы и звуки, правильно их произносить. Но не все так просто и однозначно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует несколько подходов к изучению и объяснению дислексии, главных два:

  1. Англоамериканский, в котором принято объединять в понятие «дислексия» сразу несколько расстройств, связанных не только с нарушением чтения, но и с трудностями письма.
  2. Российский ограничивает дислексию лишь особенностями чтения, тогда как проблемы с письмом выделяет в отдельные группы.

Поэтому точного определения не существует. Дислексия — это, простыми словами, трудности, испытываемые детьми в «расшифровке» слов. Для дислексика буквы не представляют из себя ничего, кроме визуального символа, за ними не скрываются звуки. Поэтому у человека не вырабатывается беглое чтение, он не фиксирует разницу между словами, например, из 7 или из 9 букв — для него это просто набор знаков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день абсолютно доказано нейрологическое происхождение дислексии. Выявлена ее наследственность и генетическая предрасположенность. Объясняется расстройство чтения неполноценностью фонологических компонентов языка. При этом когнитивные способности, уровень интеллекта у детей с дислексией находятся в пределах нормы.

Дислексия может возникнуть из-за наследственности, неравномерного развития разных частей мозга
Дислексия может возникнуть из-за наследственности, неравномерного развития разных частей мозга
pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это совершенно не означает, что ребенок с дислексией не научится читать или писать. В подавляющем большинстве случаев нарушение выражено слабо и легко поддается коррекции. Частичное расстройство процессов чтения, по статистике, выявляется у каждого десятого школьника 7-10 лет.

Историческая справка

Впервые термин «дислексия» был использован немецким офтальмологом в конце XIX века. Применили его в отношении мальчика с обыкновенными физическими и умственными способностями, но с трудностями в обучении чтению и письму. Примерно в то же время в Британии в медицинском научном журнале вышла статья «Врожденная словесная слепота», в которой описывалась дислексия школьника. Подросток имел хороший интеллектуальный уровень развития, при этом совершенно не умел читать и не поддавался обучению этому навыку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До 1925 года считалось, что проблемы с чтением связаны с органическими повреждениями мозга, вернее той его части, которая отвечает за зрение. После была предложена теория о несовершенной связи между полушариями мозга, и дислексия определялась как врожденный неврологический синдром. С таким предположением многие врачи были категорически не согласны.

Дислексия у взрослых начала изучаться лишь в конце XX века. Группе людей с этой особенностью было предложено чтение текста слева направо и справа налево. Выяснилось, что все испытуемые справились с обеими задачами с одинаковой скоростью. 10% дислексиков прочитали текст справа налево даже быстрее. Это доказывает, что человек с подобным расстройством воспринимает слово, не как единое целое, а как набор букв.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Большинство школьников и взрослых с дислексией воспринимают слово как набор букв, а не единым целым
Большинство школьников и взрослых с дислексией воспринимают слово как набор букв, а не единым целым
pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До сегодняшних дней рабочей считается теория о том, что дислексия связана с фонологическими дефектами. Человек испытывает сложности в преобразовании визуальной картинки в звуковую — у дислексика буквы с трудом складываются в слова, несущие определенный смысл.

Виды дислексии

Врожденная дислексия проявляется еще в детском возрасте. У взрослого здорового человека она может развиться в результате поражения коры головного мозга (например, в результате черепно-мозговой травмы, инсульта, тяжелой инфекции оболочек мозга). В зависимости от того, на каком участке происходит нарушение нормального функционирования различают несколько видов дислексии:

  1. Фонематическая дислексия связана с перестановкой букв в прочитанном или написанном слове. Детям с таким видом дислексии сложно различать парные звуки (фонемы), такие как -г и -к, -з и -с, -д и -т, дислексики часто подменяют одни фонемы другими. Читают дети с таким расстройством зачастую по буквам. На письме это может проявляться пропуском букв либо добавлением несуществующих в слове.
  2. Семантическая дислексия — когда человеку сложно понять смысл прочитанного, он не осознает значение произнесенных слов. То есть, читать ребенок будет с нормальной скоростью, слова произносить — правильно, но составить из отдельных слов предложение ему сложно.
  3. Аграмматическая дислексия распространена больше остальных видов. Характеризуется ограниченным запасом слов и скудностью речи. При таком расстройстве человек часто путает падежи и использует неправильные окончания в словах.
  4. Оптическая дислексия является тяжелым нарушением, при котором ребенок не может идентифицировать буквы, для него они ничего не значат. Такие дети не научатся чтению и, соответственно, письму.
  5. Тактильная дислексия выявляется только у слабовидящих детей. Выражается в неспособности определять пространственное местоположение черточек и точек (составных частей буквы).
  6. При мнестической дислексии дети не могут выучить буквы алфавита, так как не понимают, какой за ними кроется звук. Часто этот вид связан с замедленным психическим развитием.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Есть несколько видов дислексии: фонематическая (перестановка букв в слове), семантическая (сложно понять смысл прочитанного), аграмматическая (скудный словарный запас), оптическая (буквы не идентифицируются), мнестическая (непонятно, какой звук скрывается за буквой)
Есть несколько видов дислексии: фонематическая (перестановка букв в слове), семантическая (сложно понять смысл прочитанного), аграмматическая (скудный словарный запас), оптическая (буквы не идентифицируются), мнестическая (непонятно, какой звук скрывается за буквой)
freepic

Все перечисленное — истинные виды дислексии. Есть еще неистинные, которые можно разделить на группы:

  • дисграфия — неспособность ребенка к письму;
  • дизорфография — когда человек знает все правила орфографии, но не может применить их на письме;
  • дискалькулия — несостоятельность при выполнении простых математических действий и записей (цифры ничего не значат, как и буквы для истинных дислексиков).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему может появиться дислексия и дисграфия

Выявить патологию в раннем возрасте сложно. Поэтому чаще всего дислексия и дисграфия обнаруживается у школьников младших классов, то есть, именно тогда, когда ребенок учится читать и писать. Физиологически такие нарушения проявляются в изменении структуры тканей мозга, а также в меньшей активности некоторых участков средней височной извилины. В данный момент дислексию легко подтвердить с помощью МРТ или ПЭТ КТ исследований.

То есть, зачастую дислексия является врожденной. Появиться она может по одной из следующих причин:

  1. Наследственность. На сегодняшний день точно подтверждено, что в половине случаев дислексия передается ребенку от матери или от отца. Наличие проблемы у обоих родителей существенно повышает риск передачи дислексии речи или письма новорожденному. Выявлены отвечающие за этот процесс гены, они вызывают нейрональную миграцию в коре мозга.
  2. Нарушение равновесия между полушариями мозга. Так среди левшей случаи дислексии подтверждаются чаще.
  3. Тяжелое течение беременности.
  4. Внутриутробная асфиксия, малый вес ребенка при рождении.
  5. Вредные привычки матери (алкоголизм, наркозависимость, курение).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многочисленные исследования, в которых принимали участие носители разных языков и представители различных национальностей, показали, что не всегда за дислексию отвечает один и тот же участок мозга. Чтобы китайцу расшифроваться иероглиф, порой обозначающий целую фразу, нужно задействовать совершенно другой сегмент, нежели англичанину для построения фонемы (звука), зашифрованного в определенном сочетании букв. Тем не менее, у больных всех национальностей обнаруживают мутацию в одних и тех же генах — чем клинически подтверждают наличие специфического расстройства чтения.

Какие трудности возникают у дислексиков

Наблюдения за близнецами отлично доказывают эффективность коррекции дислексии и дисграфии в младшем школьном возрасте. Эта проблема не связана напрямую с низким социальными уровнем семьи, в которой растет дислексик. Однако педагогика играет здесь огромную роль — хороший и грамотный учитель способен нивелировать препятствия, возникающие у детей с расстройством чтения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Коррекция дислексии и дисграфии помогает ребенку преодолеть трудности в обучении и социальной жизни
Коррекция дислексии и дисграфии помогает ребенку преодолеть трудности в обучении и социальной жизни
pixabay

Проблемы человека, страдающего дислексией, могут существенно отличаться в зависимости от степени проблемы, наличия сопутствующих заболеваний. В разные периоды жизни выражаются трудности по-разному. Первые проявления можно заметить уже в раннем и дошкольном периоде развития. Обобщенно проблемы у дислексиков следующие:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • ребенок не ползал, а сразу начал ходить;
  • у него с первых лет жизни трудности с речью (начинает говорить позже сверстников);
  • есть сложности с ориентацией тела в пространстве (путает лево и право, плохо держит равновесие, часто не умеет ездить на велосипеде);
  • если не проводится коррекция дислексии у младшего школьника, к концу начальной школы он не способен выполнять объемные задачи, такие как изучение алфавита или таблицы умножения;
  • неуклюжее обращение с письменными принадлежностями («захват» ручки и карандаша неправильный);
  • человек с дислексией не может сконцентрироваться, плохо запоминает информацию, имеет проблемы с усидчивостью;
  • ребенку тяжело даются пересказы текста и изучение стихов, песен;
  • зачастую отказывается читать вслух и писать под диктовку;
  • не может повторить хлопки с разными интервалами;
  • игнорирует левую часть слова, страницы, как-будто не видит ее;
  • читает или пишет слова справа налево (вместо «кот» — «ток»);
  • имеет проблемы с мелкой моторикой (пуговицы, шнурки).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за частых неудач дети-дислексики могут замыкаться в себе, не идти на контакт, иметь проблемы в общении со сверстниками. Именно поэтому так важна коррекция дислексии — ребенка вполне возможно научить всему тому, что умеют его одноклассники.

По каким симптомам диагностируют дислексию

У здорового человека все три составляющие сенсорной системы работают примерно одинаково: он хорошо запоминает устную речь, прочитанный текст, может повторить комбинацию простых движений. У ребенка-дислексика такого баланса нет, часто выражена только одна из составляющих. Эту особенность легко выявит специалист, проведя ряд простых тестов на дислексию.

Конечно, никто не будет делать ребенку МРТ, ее проводят только в исследовательских целях, а не в диагностических. Генетическая проверка — тоже недешевое удовольствие. Обычно выявить дислексию могут и сами родители, слишком уж явны ее признаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тест для диагностики дислексии

Вопросы для тестирования детей с подозрением на специфическое расстройство чтения отличаются в зависимости от возраста. Например, перед коррекцией дислексии у школьников 8-16 лет родителям предлагают ответить на следующие вопросы:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • переставляет ли ребенок местами буквы в словах, когда читает или пишет?
  • существует ли проблема запоминания слов, фраз, правил?
  • бывает ли такое, что школьник смотрит на один символ, а называет другой (как буквы, так и цифры)?
  • имеет сложности с определением границ слова или предложения?
  • путает парные согласные?
  • пропускает в тексте слова, предложения?
  • речь у ребенка сформировалась позже, чем у сверстников?
  • повторит ли ряд цифр, названных или написанных в определенном порядке?
  • предпочитает читать «про себя»?
  • часто упускает левую часть слова, фразы?
  • не обладает навыками беглого чтения (не фиксирует постоянно встречающиеся фразы, как «открыто"/"закрыто»)?
  • навык чтения ребенка в 1,5 и более раз ниже возрастной нормы (техника чтения)?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При положительном ответе более, чем на три вопроса данного теста, рекомендуется проконсультироваться со специалистом. И важно помнить, что отличные результаты коррекция дислексии дает в группе младших школьников. Поэтому затягивать с походом к врачу не следует.

Какой врач лечит дислексиков

Стандартной методики лечения дислексии не существует, как и нет специального доктора для таких случаев — это всегда комплексный подход. Тактика коррекционных мероприятий напрямую зависит от причин и условий, при которых появилась проблема с чтением. Значительную роль играет и возраст пациента.

Однозначно ребенка с подозрением на дислексию необходимо показать следующим специалистам:

  • педиатру;
  • неврологу;
  • логопеду;
  • психологу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если проблемы с чтением и запоминанием у школьника не врожденные, а приобретенные, потребуется консультация терапевта. Этот врач, при необходимости, может направить к онкологу или нейрохирургу.

Можно ли навсегда избавиться от дислексии

Ребенок, который читает медленно и испытывает трудности с запоминанием, в конечном итоге будет иметь скудный словарный запас, не сможет быстро справляться со школьными заданиями. Все это приведет к плохой успеваемости, проблемам с учителями и одноклассниками. Поэтому начинать выполнять задания на коррекцию дислексии нужно как можно раньше, желательно еще в дошкольном возрасте. Занимаются этим логопеды, они разрабатывают специальные методики обучения чтению и письму для дислексиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Если начать корректировать дислексию с раннего возраста, то можно вывести ребенка на нормальный уровень развития
Если начать корректировать дислексию с раннего возраста, то можно вывести ребенка на нормальный уровень развития
pexels

Невозможно полностью вылечиться от специфического расстройства чтения. Но вполне реально вывести ребенка на нормальный уровень развития с помощью специальных упражнений для исправления дислексии и дисграфии. С целью раннего выявления тестирование должно проводиться в детских садах, школах, центрах дошкольного развития.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дислексия — не приговор интеллекту

Если у ребенка подтвердилась дислексия, не нужно отчаиваться! Ведь многие известные люди страдали тем же недугом, что не помешало им стать актерами, учеными и даже писателями. Среди знаменитостей, которые испытывали трудности с обучением:

  • Том Круз;
  • Стивен Спилберг;
  • Агата Кристи;
  • Ганс Христиан Андерсен;
  • Владимир Маяковский;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Леонардо да Винчи.

Если у взрослого человека остались серьезные проблемы, связанные с дислексией, значит его неправильно учили или он вырос в неблагоприятной семье. Ведь при своевременной и грамотной коррекции от последствий этого расстройства можно избавиться практически полностью.

Нажми и смотри