Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх
На протяжении сотен тысяч лет Homo sapiens делил мир с другими видами архаичных людей. Неандертальцы жили по всей Европе и в некоторых частях Азии, а денисовцы обитали по всей России и в Юго-Восточной Азии, время от времени смешиваясь и скрещиваясь друг с другом и с современными людьми.
Мы еще многого не знаем о том, как жили эти архаичные виды, но подсказки могут лежать в их генах. Поэтому для новой работы исследователи из Парижского университета Сакле и Университета Дьюка вырастили рецепторы запаха неандертальцев и денисовцев в лабораторных чашках, подвергли их воздействию различных запахов и измерили их чувствительность по сравнению с нашей собственной.
Команда начала с изучения баз данных геномов различных видов, в том числе собранных прошлогодним лауреатом Нобелевской премии Сванте Паабо. Затем они могли бы сравнить определенные гены рецепторов запаха с генами современных людей, чтобы выяснить, насколько каждый из них отличается. После ученые вырастили 30 обонятельных рецепторов каждого из гоминидов, подвергли их воздействию различных запахов и измерили реакцию на раздражители.
Команда обнаружила, что рецепторы в основном обнаруживают одни и те же запахи по всем направлениям, но сильно различаются по своей чувствительности к тем или иным ароматам. Неандертальцы, по-видимому, распознавали запахи почти так же, как мы с вами, с отличием лишь в нескольких генах. Вопреки тому, что вы могли бы ожидать от древних охотников, эти изменения были в основном к худшему. Специфические рецепторы неандертальцев были значительно менее чувствительны к пряным, сладким, мятным и цветочным запахам, чем у современных людей. С положительной стороны, они также были менее чувствительны к запахам пота и мочи, что, несомненно, было бы полезно в мире, где не было ежедневной гигиены.
Денисовцы, с другой стороны, более широко различались по своим обонятельным реакциям. Они были менее чувствительны к цветочным запахам, но в четыре раза лучше нас улавливали «сернистые» запахи и в три раза более чувствительны к бальзамическим запахам — густым, сладким ароматам, таким как ваниль и шоколад. Они также хорошо реагировали на запах меда, который, как предполагает команда, мог быть их любимой едой, учитывая его энергетическую ценность.
«Мы не знаем, что ели денисовцы, но есть несколько причин, по которым этот рецептор должен быть чувствительным, — рассказал Хироаки Мацунами, соавтор исследования. — Каждый вид должен развить обонятельные рецепторы, чтобы максимизировать свою способность находить пищу. У людей все сложнее, потому что мы едим много вещей. Мы не особо специализируемся».
Мало того, что это исследование может помочь нам лучше понять генетику и поведение древних людей, команда говорит, что их тестер запаха на основе клеток может помочь изучить генетические различия в чувствительности к запахам среди людей у современных людей.