Большинство людей эволюционно не могут противостоять холоду, но как нам удается жить в суровом климате?
Люди — это тропический вид. Большую часть своей эволюционной истории мы жили в теплом климате, что может объяснить, почему многие проводят зиму, съежившись под одеялом, сжимая в руках грелку и мечтая о лете.
Действительно, все ныне живущие обезьяны обитают в тропиках. Самые древние известные окаменелости человеческого рода (гоминины) происходят из центральной и восточной Африки. Гоминины, которые расселились на север в более высокие широты, впервые столкнулись с низкими температурами и короткими зимними днями, которые ограничивали время поиска пищи, снегом, который затруднял охоту, и ледяным ветром, который усиливал потерю тепла. И все же сегодня человеческий вид доминирует и в холодном климате. С чем же это связано?
Как люди приспособились к холоду?
Существуют веские доказательства того, что переместившиеся в холодный климат гоминины охотились на животных. Таких доказательств много, начиная со следов порезов на костях и заканчивая лошадиной лопаткой, вероятно, пронзенной деревянным копьем. Эти находки согласуются с исследованиями людей, которые сегодня живут в качестве собирателей. Исследования показывают, что люди в более холодных регионах зависят от добычи животных больше, чем их коллеги в теплом климате. Мясо богато калориями и жирами, необходимыми для того, чтобы пережить холод.
Окаменелая берцовая кость гоминина из Боксгроува прочнее, чем у современных людей, что позволяет предположить, что она принадлежала высокому, коренастому гоминину. Более крупные тела с относительно короткими конечностями уменьшают теплопотери за счет минимизации площади поверхности. Наилучший силуэт для предотвращения теплопотерь — это сфера, поэтому животные и люди в холодном климате максимально приближаются к этой форме. К этому периоду также появились более четкие свидетельства костров в лагерях.
Существуют археологические свидетельства того, что неандертальцы делали одежду и укрытия из шкур животных. Свидетельства приготовления пищи и использования огня для изготовления березового клея для изготовления инструментов показывают, что неандертальцы искусно владели огнем.
Что еще более противоречиво, некоторые археологи утверждают, что кости ранних неандертальцев из 400 000-летнего поселения Сима-де-лос-Уэсос на севере Испании имеют сезонные повреждения, вызванные замедлением метаболизма и переходом в спячку. Авторы утверждают, что эти кости демонстрируют циклы прерывистого роста и заживления.
Наше тропическое наследие означает, что мы все равно не смогли бы жить в холодных местах, не разработав способы борьбы с перепадами температур. Возьмем, к примеру, традиционную эскимосскую иглу, которая обеспечивает отличную изоляцию от холода и позволяет защититься от ветра и стужи.
Эта человеческая способность приспосабливаться к климату имела решающее значение для нашего эволюционного успеха. Даже по сравнению с другими приматами люди демонстрируют меньшую физическую адаптацию к климату. Поведенческая адаптация происходит быстрее и гибче, чем биологическая. Люди - непревзойденные мастера адаптации, преуспевающие практически во всех возможных экологических нишах.
Наши тела не приспособлены к холодному климату, однако наш мозг компенсирует это с лихвой.