Как воспитывать детей в эпоху вездесущего интернета: рекомендации ученых
Как воспитать ребенка правильно, особенно учитывая эпоху вездесущего и почти что всемогущего интернета? Дать точный ответ невозможно, но хотя бы попытаться наметить правильный курс — необходимо. Вот несколько интересных советов от западных экспертов и специалистов.
Воспитание детей
Детские годы
Экраны — это благо для занятых родителей, особенно для одиноких: посадите ребенка перед видео на планшете и — вуаля! — у вас есть 10 минут, чтобы позвонить коллеге, помыть посуду или даже принять душ. Доктор Жанна Шински, руководитель детской лаборатории, изучающей обучение и память младенцев в Лондонском университете Ройял-Холлоуэй, отмечает, что в возрасте до двух с половиной лет дети мало чему учатся из того, что видят на экране. «Детям до двух лет очень сложно учиться по видео без помощи взрослых, — говорит Шински, — потому что они плохо понимают речь и не видят связи экранных событий с реальной жизнью».
Существует также «гипотеза смещения»: пока ваш ребенок сидит перед экраном, он упускает что-то потенциально гораздо более полезное, например, совместное чтение книги, физические упражнения или даже простой сон. Исследования показывают, что в последние годы количество чтения маленьким детям сократилось: это потенциально вредно, считает Шински, потому что чтение книг увеличивает словарный запас, который пригодится ребенку в жизни. В той же Великобритании нет конкретных рекомендаций по экранному времени для маленьких детей, но ВОЗ рекомендует нулевое экранное время для детей до года и час или меньше в день для детей от двух до четырех лет.
Дошкольники
Когда детям исполняется два года, начинают проявляться образовательные преимущества экранного времени. Доктор Сандра Мазерс, психолог из отдела образования Оксфордского университета, указывает: «Если ваш ребенок продуктивно взаимодействует с тем, что происходит на экране, есть много доказательств того, что он учится. Но не все приложения, игры и программы будут хороши». Так, крайне важно выбрать высококачественное приложение или игру.
Также жизненно важно вместе исследовать цифровой контент. «Думайте о приложении или игре так же, как о книге, как о чем-то, что поможет вам провести время вместе». Маленькие дети больше всего учатся в процессе социального взаимодействия, подчеркивает эксперт.
Начальная школа и подростки
«Прежде чем покупать что-то связанное с технологиями для своего ребенка, спросите себя: есть ли у меня время, чтобы понять это? Если бы вы учили своего ребенка плавать, вы бы не купили поплавки и не бросили бы их в бассейн; вы бы знали, что они всего лишь инструменты. То же самое относится и к закупкам техники», — говорит Арвен Каур, технический специалист и мать двоих маленьких детей. Кейт Эдвардс, заместитель руководителя службы безопасности детей в Интернете в NSPCC, советует подчеркивать маленьким детям, что они имеют власть над всем, что их пугает: «Они контролируют ситуацию. Если их что-то пугает, они должны закрыть вкладку или выключить гаджет и рассказать о случившемся кому-нибудь».
Как и в случае с приложениями, когда придет время, зайдите на любой сайт, к которому хочет присоединиться ваш ребенок — изучите место, где будет проводить время ваше дитя. Если ваш подросток увлекается играми, убедитесь в собственном понимании того, что происходит в игре. «Представьте, как бы вы разозлились, если бы вам пришлось перестать смотреть интересный сериал на Netflix в решающий момент истории», — говорит Арвен Каур, поясняя, что не надо забирать у ребенка что-то в самый интересный момент. Ограничивайте с умом и уважением.
Вам также необходимо поговорить с подростками о доброте к другим как в сети, так и вне ее. Спросите ребенка, как могут чувствовать себя другие, особенно те, кто переживает трудные времена — найдите точку диалога. Многие родители беспокоятся: их ребенок может подвергаться издевательствам/булингу (это обоснованное беспокойство), но может случиться так, что издевательства совершает именно ваш ребенок. Поговорите с ним о минусах и плюсах «социального одобрения».
Юность
«Слишком много молодых людей получают половое воспитание в Интернете», — говорит Уилл Гарднер, генеральный директор Childnet International. «Но порно не является нормальным поведением; это фантастика, и это жестоко. В нем нет равноправных сексуальных партнеров и особенно унизительно порно по отношению к женщинам». Молодые люди должны понимать, что порно создано для того, чтобы зарабатывать деньги, а не для того, чтобы научиться чему-то полезному о сексе или нормальным половым отношениям. Но убедитесь, что ваша реакция не приведет к стыдобе ребенка за то, что он посмотрел порно. Большинство молодых людей, да и вообще большинство людей, иногда это делают.
Childnet заказал исследование, чтобы выяснить, что родители говорили детям для компенсации водоворота дезинформации. «Голоса родителей в разговоре отсутствуют», — говорит Гарднер. «Поэтому, хотя это трудный разговор, вам абсолютно необходимо участвовать в нем, если вы родитель. Вам нужно обезличить его, но вы должны убедиться, что ваш ребенок знает, что порно, секстинг и жестокое обращение [могут быть далеки от реальности]. Сексуальные домогательства в Интернете могут принимать разные формы: снятие и распространение интимных изображений, угрозы изнасилования, получение порнографических изображений», — объясняет Гарднер. «Если молодые люди считают такое поведение нормальным, они не сообщат об этом, и так будет продолжаться. Им нужно знать: если они чувствуют, что черта их комфорта пересекается, они имеют право ожидать прекращения такого поведения».