История фрик-шоу: как появились цирки уродов
Выставка уродов, чудовищ или чудес природы, проще говоря, — цирковые фрик-шоу были неотъемлемой частью передвижных выставок в Европе и Америке на протяжении всего викторианского периода (примерно с 1837 по 1901 год). То, что можно было продать как «уродство», было физическим отличием или недугом человека: это, конечно, оказывалось привлекательно для публики и выгодно для антрепренера. Шоумен был важным компонентом, и именно отношения между ведущим и «фриками» создавали те самые, кинематографичные и пугающие шоу.
Фрик шоу в Европе и США
Участники
Существенная часть представления состояла из удивительных и невозможных с медицинской точки зрения причин, чтобы объяснить аудитории историю человека, которого они собирались увидеть. Самыми популярными аттракционами были чудаки с незаурядными талантами, которые, несмотря на инвалидность, могли делать якобы обычные вещи. Известным примером такого были сиамские близнецы и карлики, бородатые женщины, дети с «собачьей мордой» (известен случай фальшивого шоу «Волосатая Мэри», где на деле просто выступала обезьяна).
Такие «ярмарки уродов» создавали мир крайностей, где большие размеры, волосатость тела и более миниатюрный или крупный рост приветствовались и пользовались спросом. Примеры физических крайностей включали и людей с лишним весом.
Шоу уродов
Карликов часто представляли в стилизованном формате, а предметы повседневного обихода, такие как столы, стулья и шкафы, выступали в качестве реквизита, чтобы добавить контраста в размерах. К 1930-м годам карликовые шоу или «лилипутские чудеса», как их рекламировали, все еще пользовались популярностью: появлялись карликовые силачи, карликовые «смельчаки-дьяволы» и карликовые фокусники.
В 1883 году примечательный и, вероятно, самый знаменитый и успешный антрепренер в сфере фрик-шоу Том Норман познакомился с Джозефом Мерриком, тем самым человеком-слоном, чья жизнь оказалась воплощенной на экране в фильме Дэвида Линча «Человек-слон» (The Elephant Man).
Карьера Тома Нормана продолжилась и после «Человека-слона»: в течение следующих десяти лет он управлял представлениями «самой уродливой женщины в мире» Мэри-Энн Беван, «безрукого плотника» Джона Чемберса, и «женщиной с лицом льва» Леониной. Некоторые звезды фрик-шоу были увековечены в фильме Тодда Браунинга «Уродцы» 1932 года.
Живые «человеческие экспонаты» активно показывались на карнавалах в Европе и США вплоть до последней трети XX века, пока не изменились общественные нравы и отношение к разным болезням и видам развлечений. Найти путешествующее по миру фрик-шоу можно и сейчас, правда, вряд ли оно вызовет тот же интерес, что и сто лет назад.
Вы бы сходили на «фрик-шоу»? А цирк любите? Расскажите в комментариях!