Вас окружает трансмедиа сторителлинг: но что это такое? Стоит узнать!
Примерно с 1980-х годов массовая культура начала активно переходить к новому виду своего существования. Так, постепенно на вооружение всех «киношников», журналистов, «медийщиков», писателей и многих других пришел особый метод повествования многоплановой истории - «трансмедийный сторителлинг». Но что именно означает это словосочетание и при чем тут супергерои? Все проще, чем кажется.
Типы повествования
В основе любого произведения массовой культуры (книга, фильм, сериал, компьютерная игра, комикс) лежит определенная история. Главное в этой истории — персонажи и окружающий их, большой мир, который порой сложно уместить только в фильм или книгу. Что же делать, если создатель истории не доволен средствами одного медиума (места коммуникации с потребителем), например, средств книги не хватает для достойного рассказа? Тогда писатель, режиссер или продюсер задумывается над использованием других медиумов для дистрибуции уже начатого повествования.
Для примера: за основной медиум можно взять, скажем, книгу о каком-нибудь детективе-мстителе, который собственноручно расследует преступления на улицах города и наказывает преступников. Когда-то именно такой собирательный образ («метаобраз») и вдохновил американских художников и писателей компании DC на создание всем известного Бэтмена. Так, некий метаобраз, который сначала не имел особенных очертаний, обрел-таки их в 1930-е годы: стали выходить комиксы, где Бэтмен расправляется со всеми злодеями США. Популярность не заставила себя ждать, потребители были довольны, но со временем интерес, конечно спадал.
Позже создатели обратили внимание на активное развитие телевизионных проектов, сериалов и фильмов и тогда было решено, что Бэтмена можно не ограничивать только печатными комиксами, что потребитель, вероятно, окажется только доволен, если любимый персонаж буквально сойдет со страниц и начнет полноценно двигаться, как в жизни, но на экране телевизора. Компания DC не прогадала в этом, как не прогадала и небезызвестная Marvel, которая познакомила миллионы зрителей и читателей с Человеком-пауком.
Фильмы, сериалы, книги, комиксы и компьютерные игры
Так, год за годом разные компании по всему миру приходили к пониманию, что работать через несколько медиумов выгодно для бизнеса, так как люди будут покупать комиксы, ходить в кино и смотреть телевизор, где покажут частичку той самой большой истории, к примеру, Marvel.
Но выгода есть и для потребителя, ведь он будет сильнее вовлечен в тот самый мир, который может себя проявить и в книге, и в компьютерной игре, и в сериале. Постепенно медиумом взаимодействия потребителя с историей, которая превратилась во франшизу («Игра престолов»), стали и социальные сети, и мерчендайзинг (костюмы Человека-паука для детей). Это разделение существенных кусков информации истории с ее большим и многосторонним миром и распределение их по разным медиумам и стало принципом «трансмедийного сторителлинга».
А вам нравятся супергеройские фильмы? Расскажите в комментариях!