Почему викторианцы делали жуткие портреты без головы?
С появлением первой технологии создания снимков — дагеротипии — стали набирать популярность фотографии с мёртвыми людьми, на которых они выглядели, как живые. Затем фотографы продолжали экспериментировать и в моду вошли фото, на которых люди позировали с оторванными головами, причём порой со своими же.
Дело в том, что во второй половине XIX столетия люди были очарованы смертью. Они восхваляли её, развивая культуру и особые ритуалы вокруг этого явления. Этому есть оправдание — тогда качественной медицины не существовало, и люди умирали намного чаще, чем сейчас. Они были практически окружены смертью и, поскольку никто не мог полностью понять, что влечёт за собой смерть, сильно интересовались загробной жизнью.
Викторианские фотографы не могли не поддаться глубокому влиянию этой огромной культуры смерти и стали проявлять свои творческие способности. Для создания устрашающих кадров они использовали разные негативы с других фотографий. Творцы объединяли изображения, вырезая и вставляя их в один снимок так, чтобы получалась единая картина.
Это только звучит просто, но на самом деле для создания одного снимка требовалось много времени и усилий. Такая работа требовала высокого мастерства, и, соответственно, подобные кадры были недешёвым удовольствием. Поэтому мужчины и женщины подготавливались к процессу создания снимков заблаговременно, доставали самые лучшие наряды и аккуратно укладывали волосы. Так, фотосессия для них становилась настоящим праздником.
Первым человеком, который попробовал этот вид редактирования, был Оскар Рейландер - шведский фотограф, чьи работы очень быстро стали популярными. Его считали пионером в области фотомонтажа и печати. Помимо своих странных и оригинальных правок, Рейландер был также известен благодаря своим противоречивым эротическим работам: он использовал девушек из цирка, детей с улиц и жертв детской проституции в качестве моделей.
В 1858 году Рейландер создал первое фото в этом жанре - «Голову святого Иоанна Крестителя на блюде».
Со временем мода на безголовые изображения вышла за пределы Великобритании, а сюжеты стали разнообразнее. Вместо простых портретов с головой в руках фотографы снимали целые постановочные сцены: например, на фото американца Уильяма Роберта Боулза темнокожий слуга подает двум джентльменам отрезанную голову на завтрак. На другом снимке, сделанном во Франции, мужчина жонглирует отрубленными головами.
Таким образом, фотографии людей без головы стали попыткой посмеяться над смертью, и тем самым, возможно, преодолеть страх перед ней.
Модная тенденция на снимки подобного характера зародилась в XIX веке.