Страшные кадры post-mortem: почему в Викторианскую эпоху было принято фотографироваться с трупами

Посмертные фото вошли в моду в XIX веке, с появлением первой фотографии. Рассказываем, как зародилась эта традиция и почему она была так популярна.
Страшные кадры post-mortem: почему в Викторианскую эпоху было принято фотографироваться с трупами
Wikimedia

Жуткий обычай Викторианской эпохи стала одним из самых ярких видов искусства того времени.

В Викторианскую эпоху портреты были только у самых обеспеченных, так как живопись считалась дорогим удовольствием. Поэтому простые люди не всегда могли запечатлеть себя или своих родственников, а после смерти их образы сохранялись в умах близких.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Традиционно годом возникновения посмертных фото считается 1839, когда Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Дагер разработали первую технологию создания снимков — дагеротипию. Этот способ был куда дешевле, чем живопись, поэтому он быстро набрал популярность.

Основным недостатком дагерротипа было время экспозиции камеры. Единственная копия фотографии могла быть получена только спустя 15-30 минут неподвижного сидения перед камерой. Довольно утомительный процесс. Поэтому большинство снимков оказались неудачными: они были либо размыты, либо глаза человека были закрыты, либо возникали какие-то проблемы со светом. А за фотографии низкого качества платить деньги никто не хотел.

Тогда пользователи этого вида искусства придумали одну хитрость — фотографировать неподвижного человека, то есть, мертвого. Так эта идея вошла в моду и просуществовала около ста лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семейная традиция

Основными клиентами фотографов были родители, потерявшие ребенка. В XIX веке была зафиксирована высокая детская смертность, и до зрелого возраста доживали далеко не все. Чтобы увековечить память о любимых детях, родители фотографировались с их безжизненными телами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы мертвецы выглядели как живые, им наносили специальный грим, а также использовали штативы для поддержания мертвых тел. Их сажали в кресла, придавали естественную позу, закрепляли ноги на подставках в вертикальном положении. Очень редко умерших фотографировали лежащими в постели или на диване. Чаще всего их надевали в праздничные наряды, делали макияж и порой даже рисовали глаза на закрытых веках.

Вскоре люди стали фотографироваться с другими умершими членами семьи: братьями, сестрами, родителями, бабушками и дедушками. Скорбное событие превращалось в настоящий праздник, которого с нетерпением ждала вся семья. В то время считалось, что пока человек находится рядом, даже будучи уже мертвым, он принадлежит миру живых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Задумка все же удалась, ведь посмотрев на такие фотографии, не сразу можно понять, где живой человек, а где мертвый.

Вскоре технологии стали развиваться дальше и поэтому стали появляться новые возможности для фотографии. Уже в середине XIX века стала сокращаться длительность выдержки, а к началу следующего столетия появились более удобные технологии фотографического процесса, в результате мода на создание посмертных фото сошла на нет.