Тайна древнего божества: кто на самом деле был богом смерти у египтян

Древние египтяне известны многими вещами, такими как мумификация, великая пирамида, сложная система письма и вера в загробную жизнь. Учитывая, что смерть и преданность многим божествам были столь заметны в этой культуре, кто был древнеегипетским богом смерти?
Тайна древнего божества: кто на самом деле был богом смерти у египтян
Wikimedia

Хотя Осириса часто считают египетским богом подземного мира или богом мертвых, эксперты далеко не однозначны в своих оценках.

Пирамиды строились как места поклонения умершим фараонам. Но культ смерти повлиял не только на архитектуру Древнего Египта – он лег в основу всего мировоззрения египтян. Они верили в загробную жизнь и всячески стремились еще на земле устроить будущее существование по ту сторону Вселенной. Переход в царство мертвых сопровождался различными ритуалами и был связан с поклонением древнеегипетским богам смерти, которые обеспечивали душам усопших безопасный путь в подземный мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто был богом смерти в Древнем Египте: мнение современных ученых

Древние египтяне были убеждены, что после смерти их души должны преодолеть тяжелые испытания, после которых они попадут в загробный мир и обретут вечную жизнь. Эти представления о будущем блаженстве поддерживались верой в ряд мифов. В то же время единого бога смерти, помогавшему человеку в подземном царстве, в Древнем Египте не существовало: властелинами мира мертвых являлись боги Осирис и Анубис, которые наделялись разными функциями.

Глаз Гора передает благовония восседающему на троне богу Осирису. Фреска из гробницы Пашеду, XIII век до н. э.
Глаз Гора передает благовония восседающему на троне богу Осирису. Фреска из гробницы Пашеду, XIII век до н. э.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но не все ученые выделяют в древнеегипетском пантеоне персонифицированную фигуру бога смерти, как это принято сегодня. С мертвыми ассоциировался целый ряд египетских божеств, таких как Анубис, Осирис, Гор, Хатхор и Исида. Однако было бы неверно называть кого-либо из них богом смерти. Анубис с головой шакала – особенно важное божество, связанное с мертвыми. Эмили Титер, египтолог и исследователь из Варшавского университета, отметила, что он скорее был «богом бальзамирования». В египетской мифологии бог Анубис выполнил самую первую мумификацию – самого Осириса.

Древние египтяне видели в Осирисе особое божество; после физической смерти его жизнь была ритуально восстановлена. «Осирис был необычным среди египетских божеств. Он сам умер и был возрожден к жизни в новом преображенном состоянии благодаря помощи ритуалов, которые были выполнены для него. Обычные умершие люди в Египте надеялись пройти тот же процесс преображения и возвращения к жизни, используя аналогичные ритуалы, которые проводились для бога Осириса, поэтому в некотором смысле он служил для них образцом», – отметил Марк Смит, профессор египтологии на пенсии в Оксфордском университете.

Андреа Кучарек, руководитель проекта Гейдельбергского университета в Германии, посвященному ритуальным текстам Осириса, уверена, что это божество не стоит называть древнеегипетским богом смерти: «Он не приносит и не вызывает смерть, но повелевает мертвыми. На самом деле, он также во многом бог жизни, обеспечивающий плодородие растений, животных и людей».

​​​​В то же время некоторые ученые и вовсе не выделяют культ смерти у древних египтян. По мнению египтолога Мартина Боммаса, директора Исторического музея Университета Маккуори в Австралии, жители Древнего Египта не поклонялись богу смерти – именно поэтому в мифологии с царством мертвых связан целый ряд божеств.

Самым близким сверхъестественным существом, которое древние египтяне являли к «богу смерти», может быть едва зарегистрированное египетское божество под общим названием «Смерть, Великий Бог». В письменных источниках он упоминается крайне редко и представляет собой, в отличие от богов Осириса и Анубиса, злую, а не добродетельную сущность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Изображение бога Осириса в гробнице древнеегипетского художника Сеннеджема
Изображение бога Осириса в гробнице древнеегипетского художника Сеннеджема
Wikipedia

Главным появлением этого загадочного бога смерти в Древнем Египте является его упоминание на папирусе, который датируется учеными примерно 21-й династией, или 3 тысячелетием до новой эры. На этом папирусе изображен «крылатый змей с двумя парами человеческих ног и человеческой головой, а его хвост оканчивается головой шакала». Надпись на папирусе говорит, что это божество называется «Смерть, великий бог, создающий богов и людей». Египтологи не исключают, что этот бог мог стать попыткой создать некий «авторский» культ. Однако его зачинатель не преуспел, и божество не прижилось.

В результате, хотя у египтян были божества, посвященные мертвым и мумификации, идея бога, посвященного самой смерти, так и не обрела собственной жизни. Основными же героями, которым отводилась роль бога смерти в Древнем Египте, являлись Осирис и Анубис. Согласно ранним источникам, Анубис долгое время являлся единственным судьей мертвых в Дуате, – загробном мире – пока на его место не пришел считавшийся давно умершим Осирис.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бог смерти в египетской мифологии

Царство мертвых в мифологии Древнего Египта не сразу оказалось под землей: Дуат помещался в восточной части неба, а души умерших вселялись в звезды. Позднее загробный мир стал находиться в Западной пустыне, куда бог Тот перевозил души на серебряной ладье. Только к XXI-XVIII векам до новой эры древние египтяне стали изображать Дуат как подземное царство, которым правили боги смерти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Древнеегипетский бог смерти Анубис проводит ритуал отверзения уст, чтобы мумия могла дышать и говорить. Папирус Хунефера, Книга Мертвых XIX династии (около 1300 г. до н.э.)
Древнеегипетский бог смерти Анубис проводит ритуал отверзения уст, чтобы мумия могла дышать и говорить. Папирус Хунефера, Книга Мертвых XIX династии (около 1300 г. до н.э.)
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно мифологии, Анубис являлся сыном Осириса, бога возрождения. Осирис царствовал над Египтом: он подарил людям религию и обучил их земледелию, в особенности выращиванию винограда. Но Сет, затаив обиду на бога Осириса, разрубил младшего брата на части, чтобы стать единоличным правителем страны, и разбросал останки его тела по всему Египту.

Мать Анубиса, Нефтида, участвовала в поисках тела Осириса вместе с его супругой Исидой. Сама Нефтида, приняв облик чужой жены, пошла на измену. Чтобы скрыть рожденного ребенка и избежать гнева мужа Сета, мать оставила Анубиса в зарослях тростника, где с помощью собак его нашла Исида. Анубис бальзамировал разрубленного отца и запеленал – так появилась первая мумия. Именно этом виде и явился бог Осирис, который не пожелал оставаться в мире живых и стал править царством мертвых. Место среди людей занял его второй сын Гор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покровитель некрополей бог Анубис

Древнеегипетский бог смерти Анубис изображался на камнях как человек с головой собаки Саб, похожей на добермана, или североафриканского волка. Подобный внешний вид божество получило из-за массовых скоплений шакалов около могил – людей закапывали в неглубоких ямах, которые хищники разрывали по ночам. Древние египтяне считали, что шакалы вокруг кладбищ защищают ушедшие души после захода Солнца, и бог подземного царства стал символизировать именно это животное. Само имя «Анубис» первоначально состояло из двух иероглифов: «шакал» и «мир ему» – так появилась характерная ему маска.

Вскоре бог Анубис стал ассоциироваться с погребением и бальзамированием тел. Именно он подводил умерших к весам и наблюдал за пером Маат, которое определяло, куда направится душа усопшего. Во время ритуалов жрецы, занимавшиеся мумификацией, носили маски в виде головы шакала.

С конца Древнего Царства хозяином Дуата стал бог Осирис, когда как Анубис остался проводником в мире мертвых. Анубис вел души погребенных по пустыне запада к раю Осириса, где те обретали вечную жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Исида (слева) и Нефтида стоят рядом, пока бог Анубис бальзамирует тело умершего, XIII век до н. э.
Исида (слева) и Нефтида стоят рядом, пока бог Анубис бальзамирует тело умершего, XIII век до н. э.
Wikipedia

Анубис играл центральную роль в восприятии загробной жизни. В Саккаре построили храм для древнеегипетского бога смерти. При раскопках в катакомбах археологами были также обнаружены трупы собак и щенков, которые в качестве жертв приносили богу, чтобы его задобрить. Статуэтка Анубиса в облике шакала была найдена в гробнице Тутанхамона – вероятно, она помогала фараону попасть в царство мертвых. А в ряде других захоронений часто встречались молитвы, в которых отражались прошения о дальнейшем покровительстве после смерти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правитель подземного царства бог Осирис

Внешний вид Осириса существенно отличался от изображений других богов. Его зеленая кожа была обернута белой тканью. В руках он держал скипетр и цеп – символы царской власти. На голове у Осириса располагалась корона из стеблей папируса – из них сделана и ладья, на которой перевозят души умерших. Зачастую бог Осирис изображался на фресках с лотосом или виноградной лозой, покровителем которых он являлся. В ритуальных целях вокруг его храмов древние египтяне высаживали виноград. Почитание Осириса из маленького городка Джеду очень быстро перетекло на всю территорию Древнего Египта. Многие жители стремились обрести бессмертие через погребение в его родном городе.

Бог Осирис ассоциировался у египтян с сельским хозяйством и плодородием. Жизненный цикл египетского бога сравнивался с периодами восхода зерна и жатвы. Благодаря воскрешению Осириса древние египтяне верили в продолжение жизни после смерти и стремились повторить его путь. Изменился обычай погребения: тела усопших мумифицировали полностью – жизнь после смерти была возможна только благодаря тому, как подготавливали к дальнейшему воскрешению самого Осириса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
После всех препятствий человек попадал на Суд Осириса, где бог Анубис в окружении других божеств наблюдал за взвешиванием сердца на весах
После всех препятствий человек попадал на Суд Осириса, где бог Анубис в окружении других божеств наблюдал за взвешиванием сердца на весах
Wikipedia

После смерти умершего ждал Суд Осириса. Первое его упоминание появилось на папирусах «Книги мертвых» вместе с изображением весов. Согласно мифологии, на одну чашу помещали сердце усопшего, на вторую – страусиное перо богини истины Маат, которое определяло, какие слова покойного являлись ложью. Перед богом Осирисом умерший произносил «отрицательную молитву», в которой отказывался от прижизненных грехов:

  • Я не чинил зла людям;
  • Я не творил дурного;
  • Я не поднимал руку на слабого;
  • Я не делал мерзкого перед богами;
  • Я не убивал;
  • Я не приказывал убивать;
  • Я никому не причинял страдания.

Если умерший жил неспокойно и неправедно, Амат, чудовище с головой крокодила и телом льва, пожирал сердце, и бог Осирис не позволял умершему достичь потустороннего мира.