Тайна древнего божества: кто на самом деле был богом смерти у египтян
Пирамиды строились как места поклонения умершим фараонам. Но культ смерти повлиял не только на архитектуру Древнего Египта – он лег в основу всего мировоззрения египтян. Они верили в загробную жизнь и всячески стремились еще на земле устроить будущее существование по ту сторону Вселенной. Переход в царство мертвых сопровождался различными ритуалами и был связан с поклонением древнеегипетским богам смерти, которые обеспечивали душам усопших безопасный путь в подземный мир.
Кто был богом смерти в Древнем Египте: мнение современных ученых
Древние египтяне были убеждены, что после смерти их души должны преодолеть тяжелые испытания, после которых они попадут в загробный мир и обретут вечную жизнь. Эти представления о будущем блаженстве поддерживались верой в ряд мифов. В то же время единого бога смерти, помогавшему человеку в подземном царстве, в Древнем Египте не существовало: властелинами мира мертвых являлись боги Осирис и Анубис, которые наделялись разными функциями.
Но не все ученые выделяют в древнеегипетском пантеоне персонифицированную фигуру бога смерти, как это принято сегодня. С мертвыми ассоциировался целый ряд египетских божеств, таких как Анубис, Осирис, Гор, Хатхор и Исида. Однако было бы неверно называть кого-либо из них богом смерти. Анубис с головой шакала – особенно важное божество, связанное с мертвыми. Эмили Титер, египтолог и исследователь из Варшавского университета, отметила, что он скорее был «богом бальзамирования». В египетской мифологии бог Анубис выполнил самую первую мумификацию – самого Осириса.
Древние египтяне видели в Осирисе особое божество; после физической смерти его жизнь была ритуально восстановлена. «Осирис был необычным среди египетских божеств. Он сам умер и был возрожден к жизни в новом преображенном состоянии благодаря помощи ритуалов, которые были выполнены для него. Обычные умершие люди в Египте надеялись пройти тот же процесс преображения и возвращения к жизни, используя аналогичные ритуалы, которые проводились для бога Осириса, поэтому в некотором смысле он служил для них образцом», – отметил Марк Смит, профессор египтологии на пенсии в Оксфордском университете.
Андреа Кучарек, руководитель проекта Гейдельбергского университета в Германии, посвященному ритуальным текстам Осириса, уверена, что это божество не стоит называть древнеегипетским богом смерти: «Он не приносит и не вызывает смерть, но повелевает мертвыми. На самом деле, он также во многом бог жизни, обеспечивающий плодородие растений, животных и людей».
В то же время некоторые ученые и вовсе не выделяют культ смерти у древних египтян. По мнению египтолога Мартина Боммаса, директора Исторического музея Университета Маккуори в Австралии, жители Древнего Египта не поклонялись богу смерти – именно поэтому в мифологии с царством мертвых связан целый ряд божеств.
Самым близким сверхъестественным существом, которое древние египтяне являли к «богу смерти», может быть едва зарегистрированное египетское божество под общим названием «Смерть, Великий Бог». В письменных источниках он упоминается крайне редко и представляет собой, в отличие от богов Осириса и Анубиса, злую, а не добродетельную сущность.
Главным появлением этого загадочного бога смерти в Древнем Египте является его упоминание на папирусе, который датируется учеными примерно 21-й династией, или 3 тысячелетием до новой эры. На этом папирусе изображен «крылатый змей с двумя парами человеческих ног и человеческой головой, а его хвост оканчивается головой шакала». Надпись на папирусе говорит, что это божество называется «Смерть, великий бог, создающий богов и людей». Египтологи не исключают, что этот бог мог стать попыткой создать некий «авторский» культ. Однако его зачинатель не преуспел, и божество не прижилось.
В результате, хотя у египтян были божества, посвященные мертвым и мумификации, идея бога, посвященного самой смерти, так и не обрела собственной жизни. Основными же героями, которым отводилась роль бога смерти в Древнем Египте, являлись Осирис и Анубис. Согласно ранним источникам, Анубис долгое время являлся единственным судьей мертвых в Дуате, – загробном мире – пока на его место не пришел считавшийся давно умершим Осирис.
Бог смерти в египетской мифологии
Царство мертвых в мифологии Древнего Египта не сразу оказалось под землей: Дуат помещался в восточной части неба, а души умерших вселялись в звезды. Позднее загробный мир стал находиться в Западной пустыне, куда бог Тот перевозил души на серебряной ладье. Только к XXI-XVIII векам до новой эры древние египтяне стали изображать Дуат как подземное царство, которым правили боги смерти.
Согласно мифологии, Анубис являлся сыном Осириса, бога возрождения. Осирис царствовал над Египтом: он подарил людям религию и обучил их земледелию, в особенности выращиванию винограда. Но Сет, затаив обиду на бога Осириса, разрубил младшего брата на части, чтобы стать единоличным правителем страны, и разбросал останки его тела по всему Египту.
Мать Анубиса, Нефтида, участвовала в поисках тела Осириса вместе с его супругой Исидой. Сама Нефтида, приняв облик чужой жены, пошла на измену. Чтобы скрыть рожденного ребенка и избежать гнева мужа Сета, мать оставила Анубиса в зарослях тростника, где с помощью собак его нашла Исида. Анубис бальзамировал разрубленного отца и запеленал – так появилась первая мумия. Именно этом виде и явился бог Осирис, который не пожелал оставаться в мире живых и стал править царством мертвых. Место среди людей занял его второй сын Гор.
Покровитель некрополей бог Анубис
Древнеегипетский бог смерти Анубис изображался на камнях как человек с головой собаки Саб, похожей на добермана, или североафриканского волка. Подобный внешний вид божество получило из-за массовых скоплений шакалов около могил – людей закапывали в неглубоких ямах, которые хищники разрывали по ночам. Древние египтяне считали, что шакалы вокруг кладбищ защищают ушедшие души после захода Солнца, и бог подземного царства стал символизировать именно это животное. Само имя «Анубис» первоначально состояло из двух иероглифов: «шакал» и «мир ему» – так появилась характерная ему маска.
Вскоре бог Анубис стал ассоциироваться с погребением и бальзамированием тел. Именно он подводил умерших к весам и наблюдал за пером Маат, которое определяло, куда направится душа усопшего. Во время ритуалов жрецы, занимавшиеся мумификацией, носили маски в виде головы шакала.
С конца Древнего Царства хозяином Дуата стал бог Осирис, когда как Анубис остался проводником в мире мертвых. Анубис вел души погребенных по пустыне запада к раю Осириса, где те обретали вечную жизнь.
Анубис играл центральную роль в восприятии загробной жизни. В Саккаре построили храм для древнеегипетского бога смерти. При раскопках в катакомбах археологами были также обнаружены трупы собак и щенков, которые в качестве жертв приносили богу, чтобы его задобрить. Статуэтка Анубиса в облике шакала была найдена в гробнице Тутанхамона – вероятно, она помогала фараону попасть в царство мертвых. А в ряде других захоронений часто встречались молитвы, в которых отражались прошения о дальнейшем покровительстве после смерти.
Правитель подземного царства бог Осирис
Внешний вид Осириса существенно отличался от изображений других богов. Его зеленая кожа была обернута белой тканью. В руках он держал скипетр и цеп – символы царской власти. На голове у Осириса располагалась корона из стеблей папируса – из них сделана и ладья, на которой перевозят души умерших. Зачастую бог Осирис изображался на фресках с лотосом или виноградной лозой, покровителем которых он являлся. В ритуальных целях вокруг его храмов древние египтяне высаживали виноград. Почитание Осириса из маленького городка Джеду очень быстро перетекло на всю территорию Древнего Египта. Многие жители стремились обрести бессмертие через погребение в его родном городе.
Бог Осирис ассоциировался у египтян с сельским хозяйством и плодородием. Жизненный цикл египетского бога сравнивался с периодами восхода зерна и жатвы. Благодаря воскрешению Осириса древние египтяне верили в продолжение жизни после смерти и стремились повторить его путь. Изменился обычай погребения: тела усопших мумифицировали полностью – жизнь после смерти была возможна только благодаря тому, как подготавливали к дальнейшему воскрешению самого Осириса.
После смерти умершего ждал Суд Осириса. Первое его упоминание появилось на папирусах «Книги мертвых» вместе с изображением весов. Согласно мифологии, на одну чашу помещали сердце усопшего, на вторую – страусиное перо богини истины Маат, которое определяло, какие слова покойного являлись ложью. Перед богом Осирисом умерший произносил «отрицательную молитву», в которой отказывался от прижизненных грехов:
- Я не чинил зла людям;
- Я не творил дурного;
- Я не поднимал руку на слабого;
- Я не делал мерзкого перед богами;
- Я не убивал;
- Я не приказывал убивать;
- Я никому не причинял страдания.
Если умерший жил неспокойно и неправедно, Амат, чудовище с головой крокодила и телом льва, пожирал сердце, и бог Осирис не позволял умершему достичь потустороннего мира.
Хотя Осириса часто считают египетским богом подземного мира или богом мертвых, эксперты далеко не однозначны в своих оценках.